Выставки

Музею Востока подарили три китайские картины

Крупнейший российский хранитель восточного искусства – Музей Востока – отметил 70-летие установления дипломатических отношений между Китаем и Россией выставкой “Новая эра. Новая дружба. Новый Хайдянь”. Успешный проект, который сотрудники музея осуществили в скорейшие сроки, вызвал благодарность китайской стороны, щедро одарившей организаторов и вручившей им три работы, пополнившие коллекцию современного китайского искусства.

Все 70 работ, которые можно видеть до 4 сентября 2019 года на Никитском бульваре, созданы в одном месте – в пекинском районе Хайдянь. Эти пейзажи, портреты, каллиграфия и работы в жанре “цветы и птицы” представлены школой “гохуа” – одной из национальных школ живописи КНР. Это методы, на глаз обывателя, чрезвычайно близкие к привычным образцам европейского искусства. На полотнах изображен современный Китай, с его общественными деятелями-создателями нынешнего процветания страны.

Но профессионалы отвергают кажущуюся близость современного искусства Китая к Западу. “Что мы подразумеваем под словом Запад: Леонардо Да Винчи или Сезанна, миниатюру раннего Средневековья? Только после Высокого Возрождения в Европе возникает интерес к человеческому телу и его реалистическому изображению. Я бы не стала говорить о различиях китайского искусства от западного. – рассказала “Э-Вести” куратор выставки Лариса Кузьменко. – И Запад очень разный, и китайское искусство очень разное. В том числе в хронологическом аспекте.

Лариса Кузьменко и Андрес Ландабасо Ангуло

В Китае с середины XVII века не было принято изображать людей – это было опасным. Императора, его жён и наложниц изображали иезуиты. Реалистический портрет не развивался. У них были статичные погребальные портреты или знаменитые персонажи древности: поэты, отшельники, паломники, литературные герои. Поэтому в начале XX века китайским художникам захотелось ринуться в это направление: это делали и Сюй Бэйнун, и Лин Фэнмянь, который увлёкся во Франции символизмом, и другие. Основной акцент в этой экспозиции сделан на разнообразии тем и творческих манер. Что-то здесь – глубоко традиционное, что они пестуют. Что-то – наоборот, на стыке с европейским искусством, с его перспективой, светотенью и реализмом в изображении персонажей”.

На официальном открытии экспозиции присутствовали высшие представители российского искусства: ректор Московского художественного института им. Сурикова Анатолий Александрович Любавин и Первый вице-президент Российской академии художеств Виктор Григорьевич Калинин. Они отметили высокое качество представленных работ и китайского современного искусства в целом: “Здесь мы видим активных создателей новой жизни, но от прежнего искусства в современном остаётся трепетное отношение к материалу, к этому миру и знаменитая китайская символика с пожеланием всех благ”.

Это неудивительно, поскольку живопись пользуется огромным успехом у китайцев, где на одно место в художественном институте сегодня претендует 1’000 человек (для сравнения, в России это 4-5 человек на место). Жажда знаний приводит китайских студентов и в Россию – в Суриковском институте, как нам рассказал Анатолий Александрович, учатся порядка 60 юношей и девушек из КНР. “Сейчас приедут ещё 45 человек из Харбина; у нас очень тесные отношения с Китаем”, – добавил он.

Подводя итог нашему небольшому репортажу, можем сказать, что китайцам, как они и хотели, удалось удивить посетителей Музея Востока своим современным искусством. Выставка действительно очень разнообразная по тематике и демонстрирует непреходящую любовь китайского народа к живописи во всех её проявлениях.

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News