Музеи Московского Кремля вспоминают о расстреле 1917 года

Екатерининский зал Сената после обстрела Кремля

Музеи Московского Кремля опубликовали сборник фотографий, наглядно показывающий, как святыни Кремля были разрушены в конце октября – начале ноября 2017 года при противостоянии Советов и московского военно-революционного комитета (МВРК). Публикация, составленная Ириной Пармузиной, стала вкладом Музеев в празднование столетия Октябрьской революции.

Царь Николай II был уже официально свергнут, но ещё не прозвучали выстрелы с крейсера «Аврора», большевики только шли к власти. Этот период часто называют временем двоевластия, когда политика колеблющегося Временного правительства шаг за шагом уступает путь к власти новой решительной силе. Расстрел Кремля стал одним из ярких примеров того, как решимость одних сломила волю других.

История обстрела Кремля в 1917 году

Малый Николаевский дворец после обстрела
Малый Николаевский дворец после обстрела

25 октября 1917 года большевики приступили к захвату власти. «Все люди, которые могли защитить страну от хаоса, выступили на защиту конституционного строя», — говорит замдиректора Музеев Московского Кремля А.Л. Баталов. Он особенно подчёркивает роль в этом самой многочисленной и популярной партии – эсеров и юнкеров, мальчиков 17-19 лет, присягнувших отечеству. «Для них было особенно понятно, что это был заговор и путч тех, кто составляет меньшинство в стране и пытается извратить основы жизни», — уточняет А.Л. Баталов.

Комиссаром Кремля на момент 25 октября 1917 года был большевик Е.М. Ярославский (Губельман), известный атеист и председатель «Союза воинствующих безбожников».

Противоположную сторону возглавлял правый эсер из семьи священника полковник К.И. Рябцев, пытавшийся лавировать до 27 октября, а затем выдвинувший боевой ультиматум в надежде на подкрепление. Юнкера его не получили – войска были задержаны большевиками, зато части Красной гвардии пришли на помощь солдатам МВРК. Кстати, за преступную нерешительность в такие моменты, но рвение в подавлении правого «корниловского мятежа» К.И. Рябцев был арестован Белой армией и убит при попытке к бегству в 1919 году.

Перевес кремлевских боев 1917 года был достигнут благодаря решимости Р.С. Землячки (Залкинд), позднее прославившейся организацией «красного террора»; она приказала применить против оборонявшихся юнкеров тяжелую артиллерию. Другим сторонником «пострелять по Кремлю» стал профессор астрологии большевик П.К. Штернберг. 31 октября со стороны церкви Св. Никиты Мученика на Швивой горке начался беспорядочный огонь красноармейцев по башням и соборам, который затем сменился прицельным профессиональным огнём – это пленные немцы и чехи пришли на помощь большевикам.

Стреляли по юнкерам и офицерам, но в Кремле также находились священники, монахи и служащие с семьями, святые мощи, иконы… Их не жалели большевики и большая часть их правителей. Правда, нарком просвещения А.Н. Луначарский даже подал в отставку, узнав об этой жестокости, — но она не была принята.

После изнурительных боёв часть юнкеров сдалась. «Эти юноши, которые увидели, что их пребывание в Кремле грозит святыням, ушли», — рассказывает А.Л. Баталов. Другая часть юнкеров боролась до 3 ноября 1917 года, затем в основном они были уничтожены или примкнули к Белому движению.

Ущерб от расстрела Кремля 1917 года

Митрополичьи покои Чудова монастыря после обстрела
Митрополичьи покои Чудова монастыря после обстрела

Елена Юрьевна Гагарина, Генеральный директор Музеев Московского Кремля рассказала, что от снарядов значительно пострадали почти все кремлёвские памятники: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, здание Успенской звонницы, храм Николая Гостунского, Николаевский дворец, Никольская и Беклемишевская башни. «Эта трагическая история расстрела Кремля была описана не только в тексте, документах, прессе, воспоминаниях, но и завизирована в фотографиях, — сказала она. – В собрании Музеев Московского Кремля хранится более 90 снимков, запечатлевших повреждение и разрушение кремлёвских строений».

«Снаряды попали в Успенский собор, туда, где находилась патриаршая ризница, одна из главных сокровищниц страны. Вы увидите фотографию футляра, в котором хранилось знаменитое Евангелие князя Мстислава начала XII века, одно из сокровищ русской цивилизации. Всё было разгромлено, разбросано и раскидано… Вслед за этим начнётся история, которая расколет ряды защитников старины. Власть начнёт изымать в том числе и сокровища Кремля, и переплавлять их на серебряные и золотые слитки», — уточнил А.Л. Баталов.

Как рассказывали об обстреле Кремля

По словам Е.Ю. Гагариной, материалы по расстрелу Кремля были известны и до октября 2017 года, но к ним обращались по единичным случаям при исследовании отдельных зданий. «Замысел иллюстрированного издания этих материалов возник сразу же по окончании боевых действий. В самом начале ноября 1917 года комиссия во главе с А.М. Эфросом предполагала собрать фотоматериал, чтобы издать книгу этих снимков с пояснительными статьями». Но реализовать этот замысел помешал разгон Государственной Думы.

Символично, первое описание разрушений произошло 7 ноября 1917 года, когда в Кремль вошла Комиссия по приему, охране и заведыванию дворцовым имуществом под руководством Д. Дувакина. Фотоматериалы, сделанные для описи и последующего восстановления памятников, и стали основным фото источником, запечатлевшим это событие. Они снабжены описаниями.

Камчатский архиепископ Нестор на свои средства издал иллюстрированную 28 изображениями ателье Павлова брошюру «Расстрел Московского Кремля». Он был одним из первых очевидцев разрушений, и в издании соединил личные впечатления с докладами Комиссии, членом которой он был. Но большая часть тиража была изъята, а он сам был брошен в тюрьму.

«В последующие годы расстрел Кремля часто рассматривался в рамках темы Москва в Октябре, но должного внимания ей не уделялось», — говорит Елена Юрьевна Гагарина. Это омрачало образ революции, поэтому в советское время появилась всего лишь одна статья 1977 года сотрудника Музеев Кремля А.С. Миненко.

***

Книгу фотографий под названием «Московский Кремль после артиллерийского обстрела 1917 года» можно приобрести в Музеях Московского Кремля и в магазине в Александровском саду. Фотографии – это объективная картина последствий разрушения, но и память о тех строениях и элементах, которые исчезли после перестройки и реставрации. Они дополняются официальными источниками и воспоминаниями очевидцев.

В продолжение темы  19 октября 2017 года в Сенате и в библиотеке администрации Президента откроются 2 фотовыставки.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку