Музеи Кремля обнаружили, что венцы царей состоят из подарков

Труд реставратора музейных экспонатов — это то, что часто остаётся за кадром блестящих выставок, проводящихся в крупнейших музеях России. Мы привыкли видеть эти вещи в прекрасной сохранности, но при не всегда представляем себе, сколько труда вложено в их восстановление в близком к первоначальному виде. Музеи Московского Кремля решили напомнить нам об этом, и выставили блистательные царские регалии, подарки русским царям и предметы их обихода из своей коллекции, восстановленные за последнее пятилетие со времени последней реставрационной выставки.

«Это не первая выставка, посвящённая реставрации, которую мы реализуем в нашем музее. Но каждый раз это связано с реставрацией каких-то значимых предметов», — сказала во вступительном слове директор Музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина. На выставку «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля», конечно, попало далеко не всё, что было восстановлено в мастерских, но было отобрано лучшее и наиболее значимое.

«Нас побудило сделать эту выставку прежде всего то, что были отреставрированы предметы из цикла государственных регалий, — рассказала для читателей «Э-Вести» куратор выставки Ирина Масленникова. — Причём в процессе реставрации впервые в истории мы смогли рассмотреть предметы, которые их составляют (они были разобраны), и составить своё мнение о том, как они пополнили царскую казну. Эта реставрация была не просто возвращением, восстановлением тканей и очисткой металла, но работой, которая открывает новые перспективы для исследователей истории Российского государства».

Музеи Кремля обнаружили, что венцы царей состоят из подарков
Алмазная шапка царя Иоанна Алексеевича. Москва, мастерские Кремля, 1687 г. Золото, серебро, турмалин, алмазы, мех; литье, чеканка, эмаль. Фото Музеев Московского Кремля

Ирина Масленникова посоветовала посетителям обратить внимание на алмазные венцы из собрания Оружейной Палаты, принадлежавшие юным царям — пятнадцатилетнему Ивану и десятилетнему Петру Алексеевичам, которые, как известно, некоторое время делили русский престол. «Это совершенно уникальные экспонаты, — рассказала она, — мирового уровня. В результате реставрации мы смогли их рассмотреть и понять, что они из себя представляют. На венце, принадлежавшем царю Петру Алексеевичу — будущему императору Петру Первому — было обнаружено необычное пробирное клеймо и оказалось, что некоторые их детали — это дары государю: роскошно декорированные восточные украшения, пряжки, браслеты, даже расписные серьги. Но, конечно, некоторые изображения — например, двуглавых орлов — делались специально для регалий».

Изготовление царских регалий было сложившейся традицией Руси, перенятой из Византии. При дворе были царские мастерские, которые делали эти регалии. Царские венцы всегда напоминали предыдущие, например, для упомянутых алмазных венцов Ивана и Петра образцом служили венцы Михаила и Фёдора Романовых. Но после правления Петра, объявившего себя императором, эта традиция прервалась, её сменили другие коронационные предметы, более привычные нам — короны. Так, парные алмазные венцы, восстановленные и изученные реставраторами Музеев Московского Кремля, дают возможность посетителю ощутить последние регалии периода заката царского периода.Музеи Кремля обнаружили, что венцы царей состоят из подарков

Музеи Кремля обнаружили, что венцы царей состоят из подарков
Холодильник со съемной крышкой в виде слона. Германия, до 1716 г. Стекло, серебро; штамп, гравировка, резьба, золочение. Фото: Музеи Московского Кремля

Реставраторы за последнее пятилетие не только пользовались богатым багажом своих знаний, но и применили новые технологии. Например, технологию лазерной очистки и сварки, которая дала возможность хрустальному холодильнику из матового снова стать прозрачным.

Позолоченный шлем, сделанный голландским мастером для дипломатического подарка польского короля Сигизмунда III русскому царю Фёдору Иоанновичу, испорченный пожаром 1537 года и проржавевший, также приобрёл блестящий музейный вид, достойный изображённых на нём на фоне герба двуглавых орлов. Теперь посетителям доступна для осмотра тонкая чеканка этого памятника с сюжетами с гравюр Корнелиса Корта «Подвиги Геракла», которым поляки хотели задобрить царя Фёдора Иоанновича.

За последние пять лет были отреставрированы коронационные одежды императрицы Марии Фёдоровны, оружие, иконы, конское убранство, и многое другое, что украшало царскую и императорскую жизнь.

Наверное, о каждом восстановленном предмете из коллекции музея, отреставрированном за последнее пятилетие, посетителям захочется узнать как можно больше. И организаторы пошли навстречу таким желаниям, снабдив каждый экспонат электронным досье. Подойдя к информационному стенду с наушником, каждый может кликнуть на экспонат, посмотреть на него с разных сторон и прослушать информацию о его создании и примененных технологиях реставрации.

Экспозиция «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» открывается для зрителей 12 июля 2019 года и продлится до 13 октября.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку