Может ли РЖД столкнуться с взысканиями убытков за просрочки объектов?

Может ли РЖД столкнуться с взысканиями убытков за просрочки объектов?

Результаты мониторинга Счетной Палаты инвестиционных проектов РЖД, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, показали, что в большинстве из них объекты не сдаются вовремя и не соблюдаются плановые результаты. Халатность ли это или заинтересованность, аудиторы не уточняют.

В списке проблемных проектов РЖД мы видим довольно резонансные: БАМ, Транссиб, высокоскоростная магистраль Москва-Казань-Екатеринбург, участок Междуреченск-Тайшет, пути к портам Азово-Черноморского бассейна.

Так, в рамках проекта «Развитие БАМа и Транссиба» в 2018 году РЖД должна была построить 11 разъездов и 78 км дополнительных путей, но по итогам года принят только 1 объект (реконструировано земляное полотно на участке Молдавский-Мирошниченко около 32 км), на 17 участках БАМа и Транссиба запланированное увеличение пропускной способности не случилось.

Проект строительства высокоскоростной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург» также идет с отставанием из-за отсутствия у строителей проектной документации, которая должна была готова ещё к концу 2018 года.

На участке Междуреченск-Тайшет сроки ввода 13-ти из 22-х объектов отложены с 2016 на 2020 год. Готовность 8 объектов составляет менее 50%, а по трем объектам работы даже не начинались.

Аналогичная ситуация и по строительству вторых путей и сортировочных станций к портам Азово-Черноморского бассейна: плановые показатели не выполнены, объекты в срок не введены.

Вторая проблема, на которую обратила внимание Счетная Палата – остатки неиспользованных взносов в уставный капитал РЖД за 2018 год увеличились в 1.5 раза, и на 1 января 2019 года они превысили 52 млрд. рублей.

По словам аудитора Валерия Богомолова, «При подготовке предложений по взносам в уставный капитал холдинга Росжелдор систематически не учитывает незавершенные объекты и неиспользованные остатки взносов прошлых лет. В результате суммы взносов в 2018 году и остатки, сформировавшиеся на начало года, на 20.4 млрд. рублей превысили объемы бюджетного финансирования, предусмотренные инвестиционной программой компании».

Чем оборачивается срыв сроков инвестиционных контрактов? Юристы говорят, что в данном случае можно требовать расторжения договора, требовать взыскание убытков в размере стоимости неполученного объекта, включая упущенную выгоду.

Кстати, государство от этих инвестиций ожидает огромные доходы в бюджет – 1.4 трлн. рублей. Что касается остатков, то представьте — вы положили на депозит 36.2 млрд. рублей (среднее между 20.4 и 52 млрд.) на год под 8.8% (средняя ставка в рублях в 2018, согласно ЦБ). Знаете, сколько вы заработаете на процентах? 3.2 млрд. рублей. Вот о каких дополнительных убытках идёт речь, не считая упущенную выгоду и прочее.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку