Московская консерватория встречает Новый год по-венски

венская музыка

30 декабря 2020 года, 4 января и 7 января 2021 года в Большом зале Московской консерватории звучит искромётная венская музыка, которая с конца 1930х годов стала символом новогоднего торжества. Когда-то с помощью вальсов и полек знаменитой семьи Штраусов Германия и Австрия пытались объединить свои народы, поднять им настроение и в чём-то укрепить нравы военного времени. Сегодня эта прекрасная лёгкая музыка служит тем же целям во всех европейских странах, включая Россию.

Родоначальником блистательной венской династии был венгерский еврей, что нисколько не помешало Штраусам стать символами немецкой музыки в гитлеровский период. Лишить их всенародной любви (в том числе, поклонников в элите) не было возможно. Впрочем, династия Штраусов-музыкантов к моменту своей славы прочно превратилась в католиков: ими был и отец Штраус, и трое его сыновей.

«Королём вальсов» был прозван Иоганн Штраус-младший. Его «короновали» за то, что созданные композитором вальсы хотя и были лёгкими и приятными для слуха, но сохраняли симфоническое качество серьёзной музыки. Вальсы Штрауса дали возможность танцевать и веселиться под лёгкий жанр тем, кто имел тонкий музыкальный вкус и ранее избегал быть слушателем вальсов.

Однако сам композитор считал самым успешным популяризатором танцевальной музыки не себя, а своего отца, также Иоганна Штрауса.

Более половины произведений, вышедших из-под пера Иоганна Штрауса-отца, составляли вальсы. Он дирижировал ими со скрипкой в руках — инструментом, за искусное владение которым музыканта прозвали «новым Паганини». За исполнение своих вальсов, полек, кадрилей и маршей композитор и дирижёр получил также прозвище «Моцарта вальсов».

Самым известным произведением Иоганна Штрауса-отца был «Марш Радецкого», неофициальный гимн Австрии. В 1848 году этой музыкой, основанной на народной мелодии, чествовали вхождение в Вену конницы фельдмаршала Радецкого, подавившей итальянское восстание. Вскоре, ещё при жизни композитора, марш стал гимном одноимённого полка, а в XX веке им уже венчали каждый новогодний концерт Венского филармонического оркестра.

Сегодня никто уже не помнит, что «Марш Радецкого» был символом абсолютизма и политической реакции.

Как отец был неистово верен Габсбургам, так его сын Иоганн Штраус-младший был на стороне революции. Различие политических взглядов, однако, не помешало ему сохранить наследие отца для будущих поколений. Публику же это тем более не интересует — для неё важна только жизнерадостность, которая наполняет любое произведение Штраусов.

Российский Национальный Оркестр завершил «Маршем Радецкого» свой предновогодний концерт 30 декабря 2020 года, и молодой дирижёр Андрей Рубцов с видимым удовольствием переключался с руководства музыкантами на дирижирование аплодисментами счастливой публики.

О чём бы ни рассказывала эта музыка, её сюжет вторичен по отношению к прекрасным звукам. Так, знаменитая оперетта «Летучая мышь» — это всего-лишь весёлый рассказ о предательстве и измене. Здесь нет ни сатиры, ни нравоучений — только анекдотический сюжет из светской жизни и прекрасная танцевальная музыка.

В упомянутой программе, организованной агентством «Русконцерт», арию из оперетты поёт любимица московских меломанов Дарья Зыкова, приглашённая солистка «Большого театра России». Прекрасная, тонкая певица настолько виртуозно спела эту музыку, что присутствовавший в зале артист Леонид Ярмольник кричал «Браво», а затем не выдержал и подошёл к певице с программкой за автографом.

Ах, если бы сегодня залы не ограничивали 25% мест! «Сказки венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса», «Трик -трак» и, конечно, «Марш Радецкого» могли бы осчастливить гораздо больше людей. Как нам нужен этот искрящийся оптимизм сегодня!

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку