Театр

Модерн предложил решить зрителю, кем была Ольга Чехова

Модернъ предложил решить зрителю, кем была Ольга Чехова

Говоря о героях, мы в первую очередь думаем о людях таких профессий, как военный, пожарный, врач. Но иногда героической может стать сама жизнь человека, чьи перипетии судьбы сломали бы многих, а он выстоял. Спектакль «Ничего, что я Чехов?» Юрия Грымова в Театре Модерн именно о таком человеке – актрисе Ольге Константиновне Чеховой. Её жизненный путь был тесно переплетён с такими героями её времени, как Вахтангов, Станиславский, Антон и Михаил Чеховы, Гитлер, Ева Браун и многие другие.

“Ольга Чехова – это легендарная таинственная личность. Неизвестно, что там происходило на самом деле. Разведчики говорят: «Да, она работала на разведку», а актерский мир: «Да не работала она». Поэтому у нас выстраивается своя версия так, что зрители потом сами решат, кто она», говорит заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова, которая столь точно и живо воплотила Ольгу на сцене. Блистательный тандем ей составляет Народный артист России Петр Воробьев, который играет Михаила Чехова. Вместе они передают тот дух тихой взаимной любви, которую они сохранили друг к другу. И это полностью совпадает с ощущениями от прочтения мемуаров обоих артистов.

В основу постановки лег текст Екатерины Нарцизовой-Шипуновой. Как рассказывает Юрий Вячеславович, первым вопросом был: как ставить эту странную пьесу? «Я бы сказал, что это большая научная работа с эмоциональным зарядом автора. Понимаете, автор копается в статьях, архивах, мемуарах, и накладывает на это свою любовь к театру. И мне это и понравилось, меня это возбудило, я стал думать… То, что вы услышите в спектакле – ничего практически не выдумано, прямые слова, речи, письма, архивы, обороты этих людей. В этом сила того, что написала Екатерина», – рассказал Грымов.

Культурно-политический журнал Э-Вести спросил у Юрия Вячеславовича, видела ли уже Екатерина, автор пьесы, спектакль?

Юрий Грымов: Да, видела. До Нового года был закрытый показ “для своих”, а Катя наша. И я был очень рад, знаете, у меня большой опыт работы с авторами. Я был рад, когда та же Улицкая плакала на «Казусе Кукоцкого», я был рад разговору с ней, и тому большому письму, которое она потом прислала… Мне это было очень приятно.

ЭВ: Это очень интересно – сравнить, как видит свое произведение автор, и потом видит это режиссер.

Юрий Грымов: Да, да. Она была удивлена моей концепцией, моим решением, где я вытащил много юмора или какого-то сарказма. Она осталась довольна. Но я повторю такую вещь, которую в свое время сказала еще Улицкая: «Юра, я книгу уже написала, а кино снимаешь ты». Поэтому автор заканчивается, когда он написал текст, а потом к авторству присоединяется другой (боюсь яркого слова) «соавтор», рассказчик.

ЭВ: Как и зритель, читатель.

Юрий Грымов: Ну, конечно. Об этом в спектакле у нас звучит замечательная фраза Михаила Чехова: «В театре работает зритель». В кино зритель не работает, а в театре зритель работает.

И читателю есть над чем «поработать». Перед ним разворачиваются удивительные картины жизни Ольги Чеховой, полные неожиданных поворотов. Замужество за гениальным актером Михаилом Чеховым и его алкоголизм с открытым и непрерывным адюльтером прямо тут, в их доме. Рождение дочери Ады и развод. Революция, голод, и эмиграция в Германию без средств к существованию и знания языка. 10 лет – и она уже настоящая звезда немецкого кино.

Новое замужество с Марселем Робинсом и новое разочарование – муж, пропадающий все время в борделе. Вечеринки с нацистской и фашисткой верхушкой – Гитлер, Геббельс, Геринг, Муссолини, – и новые военные лишения. Новая любовь – Йеп, военный летчик, офицер Люфтваффе и его гибель на западном фронте.

С приходом советских войск в жизни Ольгой Чеховой – новый поворот. Ее арестовывают, отправляю в Москву. Там Ольга живет в квартире офицерской вдовы, ее возят на допросы, а спустя 2 месяца благополучно возвращают обратно в Германию.

После – военная разруха, работа в театре, съемки в кино. А в 60 лет ей приходится заново начинать карьеру, но уже как косметолог. И вновь она “выбивается в люди”.

***

Помимо прекрасной игры актеров, конечно, хочется сказать, что режиссерская работа Юрия Грымова, как всегда, хороша и оригинальна, с ярким авторским почерком, который ни с кем не спутаешь. Приходите в “Модернъ” на спектакль «Ничего, что я Чехов?» – не пожалеете.