Мнения экспертов говорят об осторожном переходе к цифровизации

Мнения экспертов говорят об осторожном начале цифровизации

В настоящее время стало популярным среди руководства российских компаний делиться опытом внедрения цифровых решений (кейсов цифровизации). На первый взгляд, цифровизация в России — этот новый глобальный тренд — шагает семимильными шагами по российскому бизнесу, оптимизируя процессы и способствуя формированию здесь конкурентноспособной экономики времён Четвёртой индустриальной революции. Но при анализе этих кейсов выясняется, что большинство российских компаний находится на первом этапе внедрения цифровизации — оцифровке данных.

Такова ситуация в медицине. Александр Гусев, участник Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) и Член Экспертного совета по ИТ при Минздраве РФ, рассказывает о том, что в российской медицине за период оцифровки данных были накоплены огромные данные, но поначалу они не были пригодны для анализа: «Всё, что сейчас делалось в части накопления данных — мы в России называем это информатизацией — было многолетним процессом в нашей стране.

Этот процесс подразумевал просто переход от ручной записи в бумажную историю болезни к записи, сделанной в компьютерную систему. До 2009 года 3-4 медицинские организации в нашей стране применяли какие-то программные продукты и хранили данные в цифровом виде. Когда государство пришло в эту сферу, был создан специальный департамент здравоохранения, начались разные эксперименты.

Начиная с 2011 по 2018 год реализовывалась большая программа «Проект создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», в ходе которой состоялось массовое снабжение больниц и поликлиник компьютерной техникой. Практически повсеместно закуплены, поставлены и внедрены программные продукты, и большинство регионов и медицинских организаций в разной степени перешли на электронную карту и внедрили продукты, относящиеся к информатизации. Это оцифровка, а не цифровая медицина.

К сожалению, мы порой (и достаточно часто) выполняли информатизацию потому, что нам нужно было её выполнить. У нас не стояла задача создания цифровых сервисов, последующей обработки результатов, мы не меняли лечебно-диагностический процесс, но сейчас уже пришло понимание целей.

Сегодня эксперты в нашей стране стали говорить, что цифровая медицина как явление, как философия — это совершенно не то, к чему мы привыкли, называя информатизацию здравоохранения». Таким образом, медицина делает только первые шаги по применению цифровых сервисов в клинической практике, используя их с целью дополнительного контроля деятельности медиков. «Цифра уже сейчас позволяет найти врачебные ошибки, — с гордостью отмечает Александр Гусев, — В дальнейшем цифровая трансформация, запущенная в нашей стране, начнёт создавать более пригодные для анализа и качественные данные. Мы надеемся, что этот процесс начнёт проявляться в ближайшие год-два. Такие данные дадут нам возможность говорить о снижении заболеваемости, о поддержке принятия врачебных решений, о клинической эффективности».

«В финансовом мире цифровизация — очень дорогая история. Рынок сам по себе разнородный. Самый большой и продвинутый сектор — это банки, — говорит Денис Яклаков, заместитель Генерального директора компании «Сбербанк Лизинг». — Мы отстаём в цифровизации от материнской компании, основная работа у нас ведётся в сфере анализа финансовых счетов клиента. Рынок лизинга — второй, у нас насчитывается 15 миллионов клиентов против 80 миллионов у Сбербанка.

Цифровизация на пороге, но нельзя делать цифровизацию ради цифровизации. Да, для крупной компании снижение издержек может быть актуальным. Раньше мы не испытывали необходимости в цифровизации, но затем возникла необходимость снижения себестоимости за счёт перевода всего в цифру, да и молодое поколение без этого не может. Это было непросто из-за сложной финансовой сфере».

В сфере цифровизации промышленности, как замечает Максим Рябчинский — руководитель Учебного центра международной компании ABB и ТОР-менеджер Ассоциации Интернета вещей, «очень большой барьер возведён на уровне руководителей и владельцев. Они не готовы инвестировать, пока нет примеров-кейсов. Хотя все прекрасно понимают, что промышленные объекты должны быть защищены, а оборудование можно подключить к облачным сервисам».

Вышеприведённые комментарии экспертов говорят о том, что компании в России приступили к цифровизации, но находятся лишь в начале пути. Бизнес активизируется на этом направлении только если видит в этом необходимость и эффективность инвестиций в цифровизацию, а собственно реализация цифровых проектов начинается с большой осторожностью, по мере проявления положительных кейсов — успешно внедрённых коллегами цифровых решений. Тем не менее, наша редакция, убеждённая в том, что цифровизация — это ресурс экономического роста — приветствует начавшийся постепенный переход российского бизнеса от оцифровки данных к их анализу и верит, что это даст новый импульс экономическому развитию России.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку