Православие

Митрополит Иларион: новый взгляд на личность Христа

Митрополит Иларион: новый взгляд на личность Христа

“Куда Я иду, вы не можете придти”. С этого изречения главного персонажа Нового Завета – Иисуса Христа – я бы хотел сегодня начать своё повествование о новом произведении выдающегося русского богослова – митрополита Илариона (Алфеева), которое предстаёт перед читателями как новая версия традиционной личности; оно так и названо – “Иисус Христос”.

Фигура Христа всегда привлекала внимание человечества. Для одних это Богочеловек, для других – Пантократор, для третьих – Всемогущий повелитель всего сущего. Но новизна этого произведения состоит в том, что автор по-новому вскрывает традиционалистский подход в понимании личности Иисуса Христа. Например, все известные притчи, через которые Иисус Христос общается со своей паствой, излагаются и интерпретируются, несмотря на их когерентность и поныне, в новом свете, по-новому, зачастую придавая им новую глубину их масштабного значения.

Я, как принципиальный последователь традиционализма, считаю необходимым подчеркнуть, что книга “Иисус Христос” – не случайное явление в книжном мире. Любое усилие важно сегодня для привлечения внимания широкой общественности к фигуре Иисуса Христа, который затем позволит для стойких – укрепиться в Вере, для слабых – уверовать; тем более, если речь идёт о таком талантливом произведении как то, что я держу в руках.

На мой взгляд, всё, что даёт возможность приблизиться к Вере, заслуживает поддержки и одобрения. Если даже художественный фильм (то же “Интервью с Богом” или “Страсти Христовы” Мэла Гибсона) способствует в наше время всеобщего безверия и цинизма стать ближе к вечным ценностям, которые были сформулированы ещё в Нагорной проповеди… Я не могу осудить и не осуждаю какое-либо произведение, описывающее жизнедеятельность Христа, даже если это – попытка историка осмыслить путь Иисуса как выдающейся исторической личности. Таких попыток на моей памяти было немало. Это и произведение Жозефа Эрнеста Ренана, и “Жизнь Христа” Зенона Козидовского, и многие другие. Досужий критик может осудить и сказать: нечего терять время на такие произведения, где Иисус рассматривается в отрыве от описания тех чудес, которые он совершал. То есть, надо-де читать те произведения, где есть и Иисус как Богочеловек, со всеми вытекающими оттуда обстоятельствами, и все его притчи, и чудеса.

Главный урок, который мы выносим по прочтении книги “Иисус Христос” митрополита Илариона (Алфеева) – это то, что мы несомненно должны изучать и жизнь, и деяния этого Богочеловека, так как этот самый известный человек является, вероятно, той личностью (а он был и личностью тоже), которая скрепляет все народы и континенты воедино.

Но этого мало (об этом говорится и в произведении митрополита). Эта Личность является (не побоюсь этого слова) стержнем, исторической осью, пронизывающей все века за последние две тысячи лет. И действительно, и само летоисчисление существует благодаря Иисусу Христу. Вся мировая цивилизация, как мы её понимаем, формируется на так называемых общечеловеческих принципах, но если посмотреть повнимательнее, то мы увидим, что это и есть те принципы, которые были провозглашены в Нагорной проповеди две тысячи лет тому назад и чудесным образом ретранслировались во всех религиях мира и во всех частях света.

Появившиеся на рубеже 60-70 годов от Р.Х. первые письменные свидетельства о жизни и деятельности Иисуса Христа благодаря четырём синоптическим евангелистам (Марку, Матфею, Луке и Иоанну) позволяют нам лучше узнать Иисуса и как Богочеловека, и как человека с присущими ему чертами доброты, милосердия, человеколюбия и мудрости.

Узнав о том, что митрополит Иларион готовится к выпуску новых произведений о жизни и деятельности двенадцати апостолов, хочется ему пожелать больших творческих успехов на столь значительном, многотрудном и чрезвычайно нужном поприще приобщения нашего общества к вечным ценностям. Я бы сказал, вечным, фундаментальным и традиционным. Да пребудет Всевышний милостив к нам!