Авиастроение

Минпромторг РФ рассказал, как будет развивать авиапром

Среднемагистральный самолет МС-21

Минпромторг РФ, по поручению правительства страны, разработал и представил новую стратегию развития авиапрома (авиационной промышленности) России, рассчитанную на период с 2018 до 2030 год. Стоит уточнить, что пока это только проект, требующий утверждения Правительства РФ. Данное уточнение вполне уместно, так как разработкой этой стратегии министерство занялось еще в прошлом году, предоставив свои наработки в ноябре 2016 г. В итоге прошлая версия по какой-то причине была не принята. В новой версии документа Минпромторг РФ рассказал на каком этапе развития находится российский авиапром сейчас, какие мероприятия будут реализовываться в дальнейшем и к каким показателям они в итоге приведут.

В 2015 году закончился срок действия прошлой стратегии развития российского авиапрома, которая была запущена еще в 2006 году. Минпромторг РФ отметил, что за этот период удалось увеличить бюджетное финансирование отрасли, провести модернизацию предприятий и объединить разрозненные компании в крупные корпорации, такие как ОАК, Вертолеты России, ОДК, КРЭТ, Технодинамика. При этом многие проекты так и не были реализованы, а целевые параметры – не достигнуты.

Самолёт SSJ-100
Самолёт SSJ-100

Например, Россия имеет очень сильные позиции в сегменте авиации военного и специального назначения, но при этом значительно отстает в гражданском сегменте. Так, в прошлом году предприятия страны выпустили 28 самолетов и 16 вертолетов гражданского назначения, из которых на экспорт было отправлено 11 и 6 соответственно. В результате доля РФ на мировом рынке составила лишь 2.3%. При этом военной авиатехники было выпущено значительно больше – 108 самолетов и 153 вертолета. Не очень радужная ситуация и в вопросе производительности труда, который на российских предприятиях авиапрома значительно ниже, чем на зарубежных. Как уточняет Минпромторг РФ, в России выработка на одного сотрудника составляет 54’000 USD, а во Франции – около 500’000 USD, в Германии – 440’000 USD, в США – свыше 400’000 USD.

Российско-китайский дальнемагистральный самолёт CR-929
Российско-китайский дальнемагистральный самолёт CR-929

Минпромторг РФ ожидает, что реализация подготовленной им стратегии сможет значительно изменить ситуацию в лучшую сторону. По плану ведомства к 2030 году производительность труда в авиапроме вырастет на 254% к нынешнему уровню, а объем производства – на 190%. При этом доля продукции гражданского назначения увеличится с 18.6% сейчас до 38.5% в 2030 г. Естественно вырастут позиции российского авиапрома и на мировом рынке – доля в гражданской авиации увеличится с 2.2 до 8%, а доля вертолетов с 13.2 до 15.2%.

Стратегия развития авиапрома, которую разработал Минпромторг РФ, предусматривает два сценария развития. Первый предусматривает движение в сторону локального роста, целью которого становится выпуск авиационной техники для удовлетворения исключительно внутреннего спроса. Второй сценарий направлен на конкурентный рост, который предполагает ориентацию на глобальный рынок и глобальную конкурентоспособность отечественной продукции уже в ближайшее время.

За время реализации этой стратегии в России должны будут разработаны и запущены в серию много новых продуктов. Как рассказывает Минпромторг РФ, среди них будут:

широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, региональный самолет с повышенными взлетно-посадочными характеристиками, электросамолет, самолет малых воздушных линий с возможностью вертикального взлета-посадки, легкий деловой самолет с высоким уровнем комфорта, перспективный тяжелый вертолет, самолет-амфибия и экраноплан, беспилотники для связи, мониторинга и транспортировки грузов, перспективные авиадвигатели, интегральная модульная авионика.

Источник: Минпромторг РФ, Минпромторг РФ