Театр

МХАТ поставил пьесу «Он завещал её нации» под именем «Леди Гамильтон»

МХАТ поставил пьесу «Он завещал её нации» под именем «Леди Гамильтон»

История великой любви двух незаурядных личностей начала XIX века – Горацио Нельсона и Эммы Гамильтон, ставшая основой для пьесы английского драматурга сэра Теренса Реттигена, входит в репертуар лучшего, на наш взгляд, московского театра – МХАТа им. Горького. «Он завещал её нации» (A Bequest to the Nation) – так назвал свою работу Реттиген – получила во МХАТе сценическую версию Александра Дмитриева и новое имя – «Леди Гамильтон».

Пьеса рассказывает о последних страницах жизни легендарного английского вице-адмирала, сделавшего Англию истинной владычицей морей. В результате морской победы англичан, стоившей адмиралу жизни, Наполеон лишился флота и навсегда отказался от высадки французского десанта в Британии, нацелившись на Австрию и Россию.

Личная жизнь адмирала Нельсона была не менее яркой, чем профессиональная, а в чём-то и не менее героической. Его любовь к Леди Гамильтон была неприемлемой для высшего света – во-первых, Нельсон был уже женат на молодой вдове Френсис Нисбет, во-вторых, его избранница Эмма Гамильтон (на момент начала связи) была также замужем и хорошо известна в Европе благодаря своей красоте, артистическому таланту и многочисленным любовным интригам.

Свою фамилию и титул Леди Гамильтон приобрела благодаря удачно завершившейся связи с сэром Уильямом Гамильтоном, послом Англии в Неаполе, после их свадьбы в 1791 году. Однако куда больше ей импонировал титул Дама Эмма Гамильтон, которым её наградил Великий Магистр Мальтийского ордена, император России Павел I в 1800 году, за её заслуги в освобождении Мальты от французов.

Общество зорко следило за тем, как развивались отношения героя морских сражений (после битвы при Ниле – контр-адмирала, затем – адмирала) и дамы его сердца. Сначала оно ужасалось попустительству стареющего мужа Эммы, родившей своему Горацио дочь Горацию в 1801 году, затем содрогалось от жизни четы втроём с Гамильтоном в приобретённом Нельсоном доме в Мертоне, и, наконец, ужаснулось, когда после разъезда (но не развода) с женой и смерти сэра Уильяма пара начала открыто жить супружеской жизнью. Правительство лишило Эмму пенсии, а высший свет не признал новую семью и чурался, не приглашал на приёмы.

В 1805 году, о котором ведётся речь в спектакле, весь этот клубок противоречий приходит к концу. Состарившийся от битв адмирал Нельсон, потерявший руку и большую часть зубов, во время отпуска наслаждается недолгим счастьем со своей Эммой и продумывает план битвы при мысе Трафальгар. Его смелые попытки примирить общество с обожаемой Эммой не удаются. Перед гибелью “Он завещал её нации” – в надежде, что его заслуги заставят общество примириться с Леди Гамильтон, обеспечить её и их дочь. Но тщетно… Этот грустный финал истории уже остаётся за рамками спектакля.

Александр Дмитриев сделал первую часть своей «Леди Гамильтон» повествовательной, где мы знакомимся со светом, основными событиями и характерами. Мы видим светское времяпрепровождение, которое действующие лица ведут кое-как. Герои наслаждаются жизнью, если не сказать прожигают её, совершают необдуманные поступки и предаются всевозможным страстям. Перед нами предстаёт пьяный от любви Горацио, легкомысленная светская львица Эмма, родственники, жаждущие приобщиться к национальному герою и его возможностям, и интригующая бывшая жена.

Но вторая часть спектакля заставляет нас изменить первоначальное впечатление. Дмитриев гениально раскрывает перед нами всю глубину переживаний и чувств, и делает акцент на христианскую проблематику этих взаимоотношений. Сцена трёх молитв, пожалуй, духовная вершина спектакля МХАТа. Мы видим Нельсона – сына священника, мучимого своим отступничеством от христианского брака. Мы наблюдаем превращение озлобленной брошенной жены в благородную христианку. Мы слышим покаяние грешницы-Эммы.

Что касается Эммы, то Лариса Голубина играет её роль бесподобно. Она – сама любовь. Актрисе удаётся передать всю противоречивую натуру своей героини: её страстность и нежность, её живой ум и простоту манер, её верность возлюбленному и мужественное прощание с ним во имя его предназначения. Эмма в этом сценическом воплощении – это образ, великий в своей любви и низкий в быту, её Леди Гамильтон балансирует на грани величайшей из жён и нижайшей из женщин.

Спектакль оставляет самое сильное впечатление и помимо образа главной героини, как блестящей режиссурой, так и чудесной игрой актёров и яркими запоминающимися декорациями, которые всегда к месту и всегда несут смысловую нагрузку.

И, конечно, театр, который выпускает одну за одной прекрасные премьеры в лучших традициях русского классического театра, выглядит многообещающим. Хочется пожелать МХАТу: продолжайте в том же духе!

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News