Театр

МХАТ им. Горького к юбилею Юрия Полякова обновил спектакль

МХАТ им. Горького к юбилею Юрия Полякова обновил спектакль

Юбилей Юрия Полякова отмечается сегодня в России с размахом – шутка ли, речь идёт не просто о писателе и драматурге, но о руководителе “Литературной газеты” и Председателе Национальной Ассоциации Драматургов. К его творчеству можно относится по-разному, но за ним закреплён непререкаемый авторитет во власти (как светской, так и церковной) и в профессиональных кругах.

Произведения Юрия Полякова ставятся в российских театрах, в том числе в таком во всех отношениях достойном театре, как МХАТ им. Горького, которым долгое время управляла Татьяна Доронина, а теперь – Эдуард Бояков. МХАТ в наши дни – это настоящая отдушина для поклонников русского театра, где можно посмотреть современные во всех отношениях постановки, опирающиеся на русские традиции.

И этот театр представил вчера свой шестой по счёту спектакль, основанный на драматургии Полякова – обновлённую версию спектакля по “Грибному царю” под названием “36 часов из жизни одинокого мужчины”. Эта премьера открыла целую серию (фестиваль) театральных постановок по пьесам Юрия Полякова, приуроченных к юбилею автора.

Сюжет спектакля прост: бизнесмен из строительного бизнеса (подрядчик по части сантехнического обеспечения строительных объектов) накануне смерти попадает под слежку неустановленного лица. С помощью главы своей службы безопасности, всегда решающего его дела, он пытается выявить заказчика, и выясняет, что это его же семья. Соблазнившись возможностью расквитаться за предательство с бывшей женой и партнёром, он было заказывает их, но затем загадывает желание грибному царю, в существование и власть которого верит с детства, об отмене этого убийства. Желание исполняется, и накануне смерти измученный жизнью бизнесмен узнаёт об этом, с покоем в душе уходя в мир иной.

Вокруг нехитрого сюжета соткан клубок из обстоятельств жизни бизнесмена Михаила Дмитриевича Свирельникова – жизни циничной и развратной во всех её аспектах, как в духовном, так и в семейном и социальном.

Все образы, включая образ главного героя, сплошь покупающие и продающие всё до основания. Священник, “доящий” бизнесмена на пожертвования для своего храма, едва спохватившись спрашивает его о том, крещён ли он. Некогда, видимо, батюшке за мирскими заботами заниматься душой своего покровителя. Мать озабочена только тем, чтобы содрать с сына деньги на лечение другого отпрыска-алкоголика. Бывшая жена, получающая небольшие по её мнению отступные, формально выполняет свою материнскую роль в отношении дочери, зато занята тем, как побольше взять с мужа. Дочь задумала раскрутить папу на учёбу в Англии взамен постылого российского заведения, где она содержалась только благодаря папиной поддержке. Ну, что уж говорить о его юной любовнице, секретарше и прочих людях, благополучие которых целиком завязано на умении “раскошелить” бизнесмена!

Собственно, это вся драматургия, на наш взгляд, довольно удручающая как по художественным свойствам, так и по морально-этическим. Но с нами не все согласятся.

Перед спектаклем на сцену вышел худрук МХАТа Эдуард Бояков, юбиляр и представители власти, говорившие о том, насколько Юрий Поляков является “классиком сегодняшнего дня”, который улавливает его ощущение и отражает действительность, её проблемы. Представитель церкви сравнил было писателя с Лесковым, но тотчас поправился и подчеркнул самобытность автора, вручив ему с благоговением орден самого Патриарха!

Последнее совсем удивительно, учитывая образ церкви, созданный в произведении Юрия Полякова. Кроме того, вызывает большой вопрос и наличие Веры у писателя, который полагает, что в современной российской действительности могут существовать люди, в жизни которых нет Бога. Только представьте себе человека, рядом с которым нет ни одного любящего и любимого человека, потому что все воспринимают его исключительно как кошелёк! Разве это возможно даже в современном мире? Разве наш мир перестал быть Божиим?

О моральной ответственности автора говорили и Пушкин, и Гоголь, и, пожалуй, все наши великие русские писатели. Каждый из них был современен и актуален, но благодаря тому, что они апеллировали к духу, их произведения остаются современными и актуальными и сегодня. Это делает их классиками, а не занимаемые высокие места в литературной иерархии того времени или любовь к ним властей.

Возможно, это обстоятельство понятно во МХАТе, режиссер которого – Александр Дмитриев – вложил такую душевную теплоту в свою постановку, что всё-таки сумел сделать спектакль “36 часов из жизни одинокого мужчины” добрым. Какие лица смотрят на нас с большого экрана, как чудесно играют Валентин Клементьев, Ирина Фадина, Сергей Галкин, Борис Бачурин, Татьяна Шалковская, какая мягкая музыка звучит со сцены! Но и им было не под силу ввести в спектакль образ Бога вместо грибного царя, предусмотренного по сценарию.

 

Подписаться на рассылку