Авто

Машины с автопилотом потребуют повторного экзамена в ГИБДД

Внешний вид нового электромобиля Тесла Модель 3 (Tesla Model 3). Фото: Tesla

Добровольный повторный экзамен на получение прав на управление машинами с автопилотом – это не шутка. Правда, пока только в Великобритании. Но что примеру законодателей туманного Альбиона последуют в других европейских странах, можно не сомневаться.

Суть нововведения, которое пока ещё не стало обязательным, проста. Британские водители, уже владеющие или только планирующие приобрести автомобиль с автопилотом и ездить на нём по дорогам общего пользования, обязаны получить соответствующую водительскую лицензию. При этом даже есть предложение запретить продажу подобных машин тем, кто не имеет соответствующего удостоверения.

Причина возникновения идеи

Отправной точкой стало ДТП с летальным исходом, произошедшее с автомобилем Uber в Аризоне. Хотя видео с регистратора показывало, что автопилот ни в чём не виноват, и окажись за рулём живой человек, исход был бы таким же, производители опять были вынуждены оправдываться. При этом план вывести на дороги уже через три года, в 2021 году, предсерийный экземпляр полностью автономного легкового автомобиля остался неизменным.

Выпускаемые сегодня машины имеют полуавтономную систему автопилотирования. И ПроПилот от Ниссан, и Автопилот Теслы сделаны так, чтобы реальный водитель мог полностью взять управление на себя и продолжить движение в обычном режиме.

Но, как выяснилось, то, что записано на бумаге отличается от реального положения вещей. Отчёт от юридической фирмы Burges Salmon и одного из крупнейших мировых страховщиков, компании AXA, выявил: на переход с автономного на ручное управление уходит порядка трёх секунд. Что при движении со скоростью 110 км/ч – значение, разрешённое на автомагистралях в Великобритании, автомобиль проезжает порядка 100 метров. Эти 100 метров он едет сам по себе, в этот момент его никто не контролирует.

Вот только истинной причиной разбирательства, которое ещё очень далеко от того, чтобы в нем поставить жирную точку, стали не человеческие жизни пешеходов и тех, кто внутри машины, а деньги. Точнее, страховые выплаты, так как всё упирается в определение виноватого в случае ДТП.

В качестве стимула, позволяющего максимально сократить время передачи управления автопилот-водитель, страховщики предложили ввести премии. Чем меньше будет временной интервал, тем больше сумма.

Технический директор британского подразделения AXA, David Williams, прокомментировал это решение достаточно сдержанно, призвав всех водителей быть максимально внимательными в момент передачи управления. Также он призвал всех водителей требовать принятия поправки, регламентирующей автономное вождение.

Поэтому итог всего этого только один. Британцы сначала добровольно, а затем, когда решение будет узаконено, в обязательном порядке должны будут заново пройти тестирование и получить новую водительскую лицензию в свете изменений, связанных с особенностями вождения selfdriving-автомобилей, что, учитывая законопослушность англичан, и то, как страхование всего и вся вошло в их привычную жизнь, не вызовет особых сложностей.