Театр

Марк Розовский внёс свою лепту в реабилитацию Фанни Каплан

Марк Розовский внёс свою лепту в реабилитацию Фанни Каплан

Не прошло и года с тех пор, как Генпрокуратура России по просьбе Ассоциации адвокатов за права человека рассматривала возможность реабилитации революционерки Фанни Каплан (ур. Фейги Хаимовны Ройблат), прославившейся тем, что в августе 1918 года она ранила “вождя пролетариата” В.И. Ульянова-Ленина. Ведомство в реабилитации отказало, поскольку умышленные действия уголовного характера не представилось возможности чем-либо оправдать, но потребность в переосмыслении роли этой дамы явно живёт в части российской интеллигенции, и Марк Розовский решил открыть новый сезон своего театра “У Никитских ворот” постановкой в её честь.

Спектакль “Фанни” – это попытка творчески исследовать жизнь Фанни Каплан, понять её и найти светлое в том, в чём его найти практически невозможно. Богу с его безграничной милостью это подвластно, но оправдание злодеев человеком – вещь опасная, поскольку Фанни Каплан избрала целью своей жизни нарушение одной из главных Его заповедей: не убий.

Насколько идея изменить мир к лучшему через убийства витала в воздухе перед революцией и пленяла сердца людей, разрушая их жизни и их страну, мы знаем из произведений Ф.М. Достоевского. Стоит ли создавать такой соблазн вновь?

Но Марк Розовский рискнул погрузиться в эту тему сам и погрузить в неё зрителя. На протяжении всего действа последний, как на сеансе психоанализа, слышит ужасающие подспудные и явные мысли тех, кто взял власть в России в 1917 году. Режиссёр делает убийцу главной героиней, которая как древнегреческая пифия предсказывает то, что народу пришлось пережить из-за того, что большевики не встретили достойного сопротивления. И, конечно, из-за того, что убийство Ленина Фанни не удалось.

Яна Прижанкова в роли Фанни Каплан
Яна Прижанкова в роли Фанни Каплан

Марк Розовский, как выясняется из текста пьесы, положил в основу сценария семейные воспоминания. Его семья была близка к властям тех лет по линии отчима – Григория Розовского, сестра которого была женой коменданта Кремля Малькова, лично расправившегося с Фанни Каплан, а брат – революционером-террористом, повешенным в Киеве в возрасте 17 лет. Кроме того, в “Фанни” использованы известные факты, которые в совокупности дают картину начала Гражданской войны в России.

После покушения Фанни Каплан на Ленина и единовременно произошедшего в Санкт-Петербурге покушения Каннегисена на другого “вождя” большевиков – Моисея Урицкого, как известно, начался террор в отношении бывших союзников большевиков по разрушению Российской Империи – левых эсеров и других инакомыслящих.

Спектакль Фанни в Театре у Никитских ворот
Спектакль Фанни в Театре у Никитских ворот

Террор большевиков “зачистил” политическое пространство от левых эсеров, но были ли бы лучше эти фанатики террора, окажись они на месте противников? Вряд ли, хотя история не знает сослагательного наклонения. А затем и в стане большевиков начались зачистки, под жернова которых попали те, кто раньше зачищал других. Но это естественный путь для тех, кто посвящает свою жизнь террору.

На сцене мы видим непокорённую эсерку в исполнении Яны Прижанковой (во втором составе её воплощает Вера Десницкая), которую перед смертью допрашивают и расспрашивают тюремщик и прокурор. Режиссером и актрисой сделано всё, чтобы разбудить в зрителе сочувствие к приговорённой к смерти, которая умирая печётся не о себе, а о благе народа.  В какой-то момент мы даже начинаем сочувствовать этой слепой одурманенной девушке, отказавшейся от своего народа, оставшейся без семьи и лишенной простого человеческого будущего.

Фанни Каплан на допросе
Фанни Каплан на допросе

Спасибо Марку Розовскому за то, что он не показал реальную картину убийства Фанни Каплан и посмертного глумления над ней, всё было в рамках приличия. Разговор происходил на другом уровне – идей и страстей.

Мучители Фанни, напротив, нисколько не озабочены судьбой народа, их волнуют лишь власть и собственное благополучие, да ещё извлечение каких-то полезных сведений для начальства. Хотя у Розовского даже “Ленинцы” Денис Сарайкин (Мальков) и Денис Юченков (чекист) по-своему обаятельны, потому что Розовский показывает их людьми, обманувшимися ложными целями и идеалами. Они и мучают-то бывшую соратницу по революционной борьбе, время от времени скатываясь на любопытство и даже общие воспоминания.

Денис Сарайкин (Мальков) и Яна Прижанкова (Фанни Каплан)
Денис Сарайкин (Мальков) и Яна Прижанкова (Фанни Каплан)

Сегодня уйдёт она, десятилетием позже начнут уходить они сами, попав под каток, которому они верно служили.

В компании этой троицы и проводит время зритель спектакля “Фанни”, и на время забывает о том, что были миллионы других, более достойных сочувствия людей со светлыми идеалами. Тот же патриарх Тихон, или восставшие крестьяне Тамбова.

Яна Прижанкова (Фанни Каплан)
Яна Прижанкова (Фанни Каплан)

Наверное, если спросить выходящих из зала людей о том, испытали ли они симпатии к кому-либо из троицы, то эти симпатии окажутся на стороне умирающей главной героини. Попытка реабилитации Фанни Каплан сильна и убедительна.

Но надо ли создавать такой ложный выбор и пытаться реабилитировать Фанни Каплан? Нет, не стоит, она – убийца, ничем не лучшая, чем её оппоненты.

Спектакль Фанни в Театре у Никитских ворот
Спектакль Фанни в Театре у Никитских ворот
Спектакль Фанни Марка Розовского
Спектакль Фанни Марка Розовского
Премьера Фанни
Премьера Фанни
Денис Юченков (чекист) в спектакле Фанни
Денис Юченков (чекист) в спектакле Фанни

Подписаться на рассылку