Международный бренд «Сделано в России» продвинет товары и услуги от бизнеса любого масштаба

International Export Forum 2016

Правительство России стремится использовать ситуацию с ослаблением курса рубля, активизировать экспорт и направить его на развитие страны. «Мы надеемся, что мы станем экспортно ориентированной страной», — сказал на открытии форума «Сделано в России» П.М. Фрадков, Генеральный директор АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). «Если государство ориентировано на экспорт, оно имеет все средства для развития производства и технологий», — рассказала В.А. Подгузова (директор по внешним коммуникациям РЭЦ).

Российский экспортный центр был учрежден Внешэкономбанком в 2015 году как структура финансовой и нефинансовой поддержки российского экспорта. Ему предстоит обеспечить систему «одного окна» для экспортёров и способствовать продвижению экспорта, представляя интересы экспортёров в России и за рубежом.

«Один из главных драйверов российской экономики – высокотехнологичный экспорт», — сказал Д.А. Трефилов (директор Департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития).

В планах правительства России к 2025 году удвоить объём несырьевого экспорта за счёт товарных групп (продовольствия и промышленной продукции) и продажи услуг (туризма, информационных технологий, инжиниринга, образования и транспортировки). Такой результат будет достигнут через национальную систему поддержки экспорта, которая обеспечит 7% ежегодного роста направления, а также с помощью таких новых инструментов поддержки, как субсидируемый кредит экспортёрам и электронные торговые площадки.

На данный момент над развитием российского экспорта работает множество министерств и ведомств, включая создаваемые торговые дома за рубежом, а также компании. Помимо организатора – РЭЦ, в работе форума «Сделано в России» 2016 приняли активное участие Правительство РФ, Минкомсвязи, Минпромторг, Минэкономразвития, Евразийская экономическая комиссия, Торгово-Промышленная палата. «Компании-лидеры, присутствующие на целевых рынках, помогут малым компаниям с экспортом», — поделился П.М. Фрадков.

На «Сделано в России» высказывались предложения по упрощению экспортных процедур, по эффективной организации экспортного процесса. «Форум проходит достаточно успешно, к нему проявлен большой интерес. Он стал намного более предметный, конкретный. Вместо общих слов «надо бы…» здесь говорится о конкретных темах, «как сделаем», и это важно», — поделился с «Э Вести» П.М. Фрадков.

Предложения, высказанные на форуме, можно подразделить на побуждающие к экспортной деятельности, способствующие ей, облегчающие экспорт и стимулирующие его. И по всем этим направлениям бизнесмены ждут поддержки от государства.

Прежде всего, речь идёт об информации, где в мире востребованы российские товары и в каком объёме. Минпромторг поделился успешным опытом создания Агентства по оказанию возмездных услуг по анализу рынков и возможных барьеров входа на них. «Мы пришли к выводу, что эта услуга должна быть возмездной», — сказал Д.В. Мантуров.

Доступ к информации должен охватывать всю территорию страны, её регионы. «Нам торговый дом нужен не только на внешних периметрах», но «в каждом регионе и округе должны быть филиалы этих центров – так, как это организовано во всём мире».

Репутация России как эспортёра сегодня ограничена такими успешными крупными компаниями, как «Сбербанк» или «Газпром». В целом же, как заметил Коммерческий директор «Аквалайф» Ю. Горяков: «Сегодня в мире есть восприятие России как дикой страны». По малоизвестным направлениям экспорта сегодня создан общий маркетинг бренд («зонтик») «Сделано в России», что позволяет объединять национальные усилия по продвижению товаров и услуг.

«Без должного позиционирования продукции успешный экспорт невозможен», — сказала В. Подгузова. Визуально образ бренда – птица с цветовой гаммой национального флага. Его запуск начался с Китая. По своей коммерческой сути, этот бренд ставит целью создать образ новой России, выпускающей качественные безопасные товары повседневного спроса.

Для среднего и малого бизнеса использование общего ресурса даёт шанс, который был бы немыслим для компании-одиночки. А средний бизнес, по словам И.И. Шувалова (первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации) – «то, что нам надо поддерживать».

International Export Forum 2016. Denis Manturov (Russian Ministry of Industry)

Также способствует экспортной деятельности забота о сертификации товаров, которая может таить в себе серьёзную опасность и статью затрат для российского экспортёра. Д.В. Мантуров, правда, рассказал, что в Экспортном центре будут компенсироваться расходы по получению зарубежных сертификатов (будут выдаваться субсидии на сертификацию). Коммерческий директор компании «Сплат-косметика» И. Климкин предлагал позаботиться о сертификации и создать экспертный центр. Прозвучали также предложения воспользоваться международными сертификационными центрами, выдающими в России сертификаты международного признания…

Существенно облегчить экспорт могли бы процедуры валютного контроля и быстрого возврата НДС, которые сегодня служат охлаждающим желание экспортировать фактором.

Экспортное финансирование позволит сделать конкурентноспособным предложение российских финансовых услуг. Сегодня наши ставки неконкурентны на экспортных рынках.

Экспортёры по мере продвижения экспорта нуждаются в кадрах, знающих торговые обычаи партёров. Кадровый вопрос и формирование кадров для поддержки работы экспортных торговых отделов за рубежом – один из основных вопросов экспортной деятельности. На сегодняшний день РЭЦ работает и в этом направлении, создавая обучающие программы включая повышение квалификации и экспертную деятельность в 30 регионах страны. Основной образовательный партнёр по экспортной программе – РЭУ им. Плеханова, с которой подписан соответствующий договор.

С целью стимулирования экспорта Минпромторг сегодня организует бизнес-миссии среднего и малого бизнеса в Египет, ОАЭ, Японию и другие страны «для протекции». И уже сегодня это сопровождается брендом России. Это направление будет расширяться, поступили предложения составлять график таких поездок совместно с бизнесом.

Сегодня формируются также региональные рынки, в том числе в рамках соглашений стран БРИКС. Важной частью региональной экспортной стратегии стали «хабы» — то есть страны на перекрестье торговых путей типа Египта, Вьетнама, и подключение к которым могло бы открыть доступ к торговле в целых регионах через использование их договоров.

Говорилось о координации программ помощи в рамках ЕАЭС.

Иными словами, предложений множество, причём практически все предложения бизнеса в той или иной мере уже реализуются в рамках экспортной политики страны. Подводя итог разговору о развитии экспортного направления России, признавая успехи РЭЦ на поприще помощи экспорту, И.И. Шувалов сказал о том, что «РЭЦ набрал силу» и теперь предстоит усиливать его полномочия, передавать ему новые позиции в поддержки экспорта. Так что, вероятно, на следующий год «Сделаем в России» расскажет нам о дальнейших успехах в продвижении России на мировые рынки.

Источники: Russian Ministry of Economy, Russian Export Forum

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку