Люди стали больше читать и слушать литературу

Глава Российской Государственной Библиотеки Вадим Дуда обратил внимание на то, что в последнее десятилетие полностью изменилась структура книжного рынка России. «В 2009 году у нас появился Амазон, а ещё через 5 лет появился iPad», — сказал он и отметил, что с этого момента рынок стал другим, потому что в его жизнь вошёл онлайн.

Понимание структурных изменений стало поводом обсудить состояние и текущие тенденции книжного рынка страны с крупнейшими издательствами и онлайн игроками, что и было сделано на публичной дискуссии «Книжный рынок: вызовы нового десятилетия». Собственно, никто из экспертов не опроверг изменений, подмеченных руководителем крупнейшей библиотеки страны. Наоборот, все с ними согласились.

Важнейший тренд книжного рынка сегодня — это переход на цифровизацию (лишь часть которой — выпуск электронных версий книг, которые стоят минимум в два раза дешевле бумажных). Цифра породила новые вызовы, с которыми сегодня приходится иметь дело издателям и ритейлерам, а также открыла новые возможности для всей читающей России.

«Технологические изменения, которые произошли в 2010 году, сделали рынок мобильным и технологичным, — сказал президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, отметив тренд развития мультимедийных платформ как основной, — Главные драйверы роста книжного рынка — это интернет-продажи бумажных книг и электронные книги». Эксперт отметил, что во многом благодаря этим позициям рынок растёт третий год подряд, и рост книжного рынка составляет 7-8%. Люди читают, читают всё больше, и это главное.

«Диджитализация, развитие интернета и применение искусственного интеллекта меняют структуру рынка, скорость и принятие решений относительно покупки. Изменения в сознании клиента ставят новые задачи: нам теперь важно подсказать ему, чего он хочет. К сожалению, в рамках интернет-продаж мы ещё не умеем вести клиента, потому что не можем научиться продавать ему то, что он не знает», — обозначила Анна Карпова, директор по развитию бизнеса Ozon.

«Цифровизация дала возможность новым авторам пробиться, — рассказал основатель сети книжных магазинов «Республика» Вадим Дымов, — Люди пишут, становятся известны и и знаменитыми».

«Продажи электронных книг в России за десятилетие выросли в 100 раз. Мы тогда спорили, перейдёт ли рынок отметку 1 млн долларов, а сейчас это половина выручки», — поделился генеральный директор компании «ЛитРес» Сергей Анурьев. Вместе с тем, отрадно было услышать о том, что электронная книга не заменила бумажную коллегу в России — она лишь нашла свою нишу.

Нашла свою нишу и книга, которую не читают, а слушают. Продажи аудио книг растут на 100% в год и уже составили 1% долю рынка. Любопытно, что растущее число людей, предпочитающих восприятие текста на слух, отражает глобальную тенденцию взлёта популярности аудио книг.

Конечно, не только в плане аудиокниг, но и во всех тенденциях Россия следует общемировому процессу. Хотя и с четырёхлетним опозданием, но глобальные тренды книжного рынка приходят к нам.  Налицо интеграция книжного рынка России в мировое диджитал-пространство и расцвет в стране мультиплатформенных гигантов книжного рынка. Из тех элементов, которые «отстают» — низкая плотность книжных магазинов и цифровизация библиотек, которые сейчас только «подтягиваются» под мировые показатели.

Что касается библиотек, то они являются одним из важнейших каналов сбыта книжного рынка, третьим по счёту (на первом месте — книжная розница обеспечивает 28% рынка, интернет-магазины — 24%). Читальням отводится немалая роль в сближении книжной продукции и читателей. «Без оффлайн усилий по продвижению книг не будет расти и онлайн, — сказал Вадим Дуда, — Требовательный клиент хочет личного контакта, и библиотечная сеть может в этом помочь».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку