Музыка

Ансамбль счастлив тем, что 10 лет исполняет аутентичную барочную музыку

аутентичное барокко

В 2020 году Московскому ансамблю MUSICA ТEMPORA исполняется 10 лет. После долгого перерыва, связанного с карантином, музыканты возобновили концертную деятельность и 16 сентября отметили юбилей на сцене Рахманиновского зала Московской Консерватории.

В этот праздничный вечер ансамбль выступил в полном составе: 10 солистов исполнили концерты и сонаты мастеров итальянского барокко – Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти и Джузеппе Тартини. Невероятно популярные и плодовитые композиторы еще при жизни снискали славу как инструменталисты-виртуозы, открывшие современникам новые горизонты исполнительского искусства. Вся гамма человеческих чувств предстает в их сочинениях в утонченной форме аффектов, подкрепленная оркестровой звукоизобразительностью.

Основой успеха и долголетия коллектива является атмосфера взаимоуважения и сотрудничества, которая поддерживается всеми его участниками. Ирина Рабчевская, концертмейстер ансамбля, поделилась своими мыслями об этом:

«Ансамбль MUSICA TEMPORA – это содружество музыкантов, объединенных общей творческой идеей – аутентичным исполнительством. Главное здесь – содружество, возможность каждого предложить свои идеи по репертуару, исполнить любимое сочинение авторов барокко. Особенно меня радует творческое начало коллектива, которое сохраняется уже долгие годы.

Дарья Борковская
Дарья Борковская

Мы начали выступать вместе еще во времена студенчества в консерватории в классе старинного камерного ансамбля О. А. Филипповой. Именно там постепенно складывался постоянный состав ансамбля, в то время как Дарья Борковская начала активный поиск концертных площадок и занялась организацией наших первых выступлений. Ее (к тому моменту уже большой) исполнительский и педагогический опыт помог в составлении первых концертных программ для MUSICA TEMPORA.

За 10 лет у нас было много интересных проектов: выступления в Пушкинском музее, проект «Муза и мода» совместно с Анной Кискачи во Дворце на Яузе, авторский проект Д. Борковской «Пять столетий клавира», абонементы в Рахманиновском зале МГК им. Чайковского и т.д.

Две мои любимые программы были посвящены раннему барокко: чисто инструментальный проект «Basso ostinato» и «Нежные песни жестокой эпохи», программа, в которой принимала участие великолепная Алиса Тен. У нас появилась возможность исполнить замечательные скрипичные сонаты Вивиани и Кастелло, красивейшие чаконы и граунды Мерулы, Перселла, Каццати.

Новый сезон, посвященный 10-летию ансамбля, мы начали с выступления в Рахманиновском зале московской консерватории. Программа была составлена из инструментальных концертов и ансамблевых сочинений Тартини, Скарлатти и Вивальди. Для своего сольного номера я выбрала виртуозный концерт для скрипки и струнных ре мажор Джузеппе Тартини.

Тартини является автором многочисленных скрипичных сонат и концертов. Он вошел в историю исполнительства как методист и реформатор смычка. Его произведения изобилуют техническими сложностями: пассажи, двойные ноты, верхние позиции, скордатуры. Помимо этого, от исполнителя требуется виртуозное владение смычкомб умение справляться со штриховыми сложностями, такими как стаккато, рикошет, комбинированные штрихи. При этом, технические сложности музыки Тартини служат в первую очередь художественным целям. Стоит только вспомнить его известнейшие опусы: «Дьявольские трели», «Покинутая Дидона» и, конечно скрипичные концерты. Это был абсолютный скрипичный гений! Составляя программу «Tutti vs solo» могли ли мы выбрать что-то лучшее?»

Программа «Tutti vs Solo» представила слушателям красочную тембровую палитру: яркий и виртуозный скрипичный концерт Дж. Тартини в исполнении концертмейстера ансамбля Ирины Рабчевской, «Пасторальная соната» для скрипки и basso continuo в исполнении Светланы Рамазановой и Руста Позюмского, камерная симфония для трех солирующих скрипок, сонаты для клавесина Д. Скарлатти в исполнении лидера ансамбля, клавесинистки Дарьи Борковской, камерные концерты А. Вивальди: для лютни с оркестром, в исполнении Аси Гречищевой, для виолы д’амур с оркестром, в исполнении Сергея Полтавского и один из самых ярких концертов композитора – «Ночь» для траверсфлейты с оркестром, в исполнении Екатерины Дрязжиной.

Московский ансамбль MUSICA ТEMPORA был сформирован в 2010 году, по инициативе клавесинистки Дарьи Борковской. Он объединил молодых увлеченных исполнителей старинной музыки на аутентичных инструментах. Название ансамбля (изначально Musica vs Tempora) можно перевести как «музыка и времена». Постоянные участники ансамбля – выпускники Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, участники престижных фестивалей в России и Европе:

Екатерина Дрязжина – траверсфлейта, блокфлейта;

Анна Тарасова – траверсфлейта, блокфлейта;

Ирина Рабчевская барочная скрипка, концертмейстер ансамбля;

София Ковалева – барочная скрипка;

Анастасия Гвоздарева – барочная скрипка;

Сергей Полтавский – виола д’амур, барочный альт;

Руст Позюмский – виола да гамба;

Татьяна Маковеева барочная виолончель;

Ася Гречищева – лютня, теорба, барочная гитара;

Дарья Борковская – клавесин, руководитель ансамбля.

В течение последних 10 лет ансамбль MUSICA TEMPORA осуществил несколько концертных проектов совместно с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, специализирующимися в области исторического исполнительства. Среди них Алексей Любимов, Александр Рудин, Олег Худяков, Алиса Тен, Всеволод Жданов, Рубен Дубровский, Линде Брунмаер-Тутц, Кристиан Гюртнер, Морис Штегер, Джузеппе Петрелла, Джоакино де Падова.

MUSICA TEMPORA проводит ежегодные тематические циклы концертов в Москве и других городах России. Среди них цикл «Пять столетий клавира», «Музыкальный Парнас», «Исторические спирали» и др.

Репертуар ансамбля включает произведения европейских авторов эпохи барокко, раннего классицизма, а также некоторые сочинения XX века и современных композиторов, написанные специально для исторических инструментов или интерпретированные на них. Одной из главных задач музыкантов, наряду с исполнением известных шедевров барокко, является поиск редких сочинений, по той или иной причине ускользнувших от внимания исполнителей. MUSICA TEMPORA стремится вывести эти пьесы в свет, подкрепляя их уникальность созданием соответствующего концертного формата и особой атмосферы на сцене.

Программы ансамбля всегда имеют в основе определенную тематику или идею:

  • «Basso Ostinato» – инструментальные сочинения итальянских авторов XVII столетия, построенных на повторяющейся неизменной формуле баса;
  • «Музыка для королей» оригиналы и транскрипции сочинений французских авторов, служивших при дворе короля Людовика XIV;
  • «Авангард XVIII века» сочинения К.Ф.Э. Баха, И. Кванца и других придворных композиторов Фридриха Великого;
  • «Театр гармонических бурь» темпераментные оперные арии и инструментальные сочинения в театральном стиле;
  • «In 392» произведения, написанные для траверсфлейты в старофранцузском строе 392 HZ;
  • «Tutti vs Solo» ретроспектива жанров инструментальной сонаты и концерта;
  • «Нежные песни жестокой эпохи» – песни и инструментальные сочинения в творчестве Г. Перселла и Дж. Доуленда.
  • «Обратные перспективы» старинные жанры в музыке современных композиторов.

С каждым годом число музыкантов, тесно сотрудничающих с ансамблем MUSICA TEMPORA, увеличивается, значительно расширяя его инструментарий и исполнительские возможности. Это внушает уверенность, что в ближайшем будущем ансамбль продолжит следовать захватывающим путем музыкальных открытий, увлекая за собой своих многочисленных поклонников.

Подписаться на рассылку