Леонардо в театре Модерн: о святом и порочном в искусстве

Леонардо в театре Модерн: о святом и порочном в искусстве

Юрий Грымов, представивший вторую часть трилогии «Антихрист и Христос» — «Леонардо», явно восхищается своим героем — учёным и живописцем эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. На примере одного из самых загадочных в истории творцов режиссер мастерски показывает, как гений ищет и находит Бога, как пленительная, тягостная и греховная свобода трансформируется через любовь в прекрасные одухотворенные произведения искусства. Произведения, которые оживают на сцене и оживляют душу своего создателя, спасая её.

В центре внимания — исполнитель главной роли Дмитрий Бозин, точнейшее попадание в образ зрелого Леонардо. Выверенная пластика, выразительные жесты, мягкая сила и обаяние личности — далеко не весь арсенал актёра. Ему удаётся передать зрителю немеркнущую жажду своего героя познать мир, но одновременно погрузить его в трепет любви и убедить нас в обретении Леонардо глубокого и невесёлого знания истины.

Задача показать зрителю эпоху Возрождения с её политической и духовной неустроенностью на понятном современном языке была сложна, но Грымов справился с ней блестяще. Каждая сцена — точная зарисовка эпохи, каждый образ несёт в себе ёмкий смысл, прекрасны яркие говорящие декорации. И, конечно, музыка дополняет то, что другие искусства уже не могут сказать.

Леонардо в театре Модерн: о святом и порочном в искусстве

Духовная, светская и творческая власть борются за влияние в конце XV века в Италии, и Леонардо да Винчи — в центре этой борьбы. Харизматичный лидер обретает репутацию Антихриста, которую он отчасти заслужил. Он соблазняется сам языческим миром и увлекает им других; но как может быть иначе, если современный художнику Милан за увлечение Античностью начинают гордо величать Афинами?

Леонардо в театре Модерн: о святом и порочном в искусстве

Савонарола был ровесником и достойным противником Леонардо. Он имел все шансы на лучшую жизнь: глубокий, талантливый выходец из знатной семьи и определенный в медицину, он посвятил себя обновлению церкви и объявил войну гуманизму, которому преданно служил Леонардо. Кто знает, что было бы с выдающимся христианским мыслителем и политиком, 4 года бывшим во главе Флоренции, если бы девица Строцци не отвергла его? Печален конец того, кто сжигал картины еретиков — Савонарола был казнён в итоге политических интриг. Он ошибался, полагая, что Леонардо лишь повторяет идеи греков и римлян и не был способен на собственный путь.

Леонардо в театре Модерн: о святом и порочном в искусстве

Сегодня мы все помним художника и изобретателя — а его гонителей помнят лишь узкие специалисты. Леонардо велик своими творениями, но отнюдь не теми услугами властям, которые оказывал заказчикам ради куска хлеба и любви к науке.

Леонардо да Винчи в 1490х годах состоял на службе Сфорца, который просил его сделать подслушивающее устройство — дионисово ухо и оформлять придворные торжества; для него и других заказчиков гений возрождения проектировал дороги и разрабатывал оружие.

Но он умел и отказывать тем, в ком видел лишь порок, и именно художник организовал достойные похороны прекрасной благочестивой Беатриче д’Эсте, светлый образ которой и безутешное горе вдовца вдохновило художника на создание прекрасной, оживлённой Юрием Грымовым «Тайной вечери». Произведение, в котором он ищет и почти находит Христа. Произведения, которое оказалось великим замыслом, но не совершенным по исполнению. Произведения, к которому он мысленно будет возвращаться всю жизнь.

Леонардо в театре Модерн: о святом и порочном в искусстве

Любовь и горечь потери спасли душу Леонардо, хотя он, намеренно посвятивший жизнь науке и искусству, бежал от любви всю жизнь, а она — от него. Безошибочно художник умел определять высокое и недоступное; он мечтал служить горнему, а не бренному миру, который, тем не менее, кропотливо изучал всю жизнь.

Леонардо в театре Модерн: о святом и порочном в искусстве

Герцоги Чезаре Борджиа, Людовико Сфорца, Валентино и Шарль дАмбуз — люди, которых можно объединить под общим ироническим прозвищем «святых чертей» (так Леонардо характеризовал однажды семью Борджиа). Они жаждали славы и побед, они предавались порокам, но они любили искусство и позволяли Леонардо исследовать и творить, а также основать Академию, передавая знания ученикам. Всё здесь переплелось: интриги и любовь, оружие и вера, моления и вакханалии. Но войны сопутствуют христианству, а Антихрист — Богу.

Велик творец, и опасен его путь. Он несёт ответственность за тех, кто следует за ним в стремлении к полёту.

Удивительно, как многое можно сказать за пару часов. Я упомянула лишь несколько размышлений из многих, которые Юрий Грымов предложил зрителю в своей самой глубокой и прекрасной работе о вечном в искусстве и вечных ценностях жизни. Браво! «Леонардо» — это настоящее высокое искусство!

Леонардо в театре Модерн: о святом и порочном в искусстве

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку