Кто и за что всё же убил Пушкина?

убийство Пушкина

Теперь я понимаю слова моей бабушки — Анны Васильевны Павловой о том, что убийц Пушкина надо искать в Париже. Мне с детства внушалось одно и то же: против Пушкина плёлся заговор, причём с благоволения «сверху». Чем же был так неугоден он своим оппонентам? Ответ очевиден — создавался прецедент, когда один человек, один талант, один голос равнялся всему обществу.

На всём протяжении жизни Пушкина как поэта тема «поэт в России больше, чем поэт» звучала в полный голос и имела вполне реальное воплощение.

Кто-то из моих «мыслящих» родственников мне однажды сказал, что якобы впоследствии был только один подобный случай в истории России — это когда Лев Толстой (в версии Ульянова-Ленина — «зеркало русской революции») на весах истории перевешивал всё остальное гражданское общество. Но при всём таланте и значении писателя в общественной жизни пореформенной России роль и место Пушкина не сопоставимо с местом графа.

Автопортрет Пушкина
Автопортрет Пушкина

Пушкин не то, что перевешивал на весах истории всё гражданское общество — он сам был этим обществом, будучи его выразителем. И вся Россия, включая аристократию, династию, историю — это был он сам.

Так сложилось в истории философии или философии истории, что Россия с её духовностью и культурой была беременна Пушкиным много веков до его рождения. Страна выносила, вымучила своё дитя и выдала его Свету, обществу и истории.

А вот зачем, почему, кто это сделал и с какой целью — мы сегодня и разберёмся. В своей версии я не претендую на законченность, но я знаю, кто убил Пушкина, кто послал убийцу и почему, и как это было сделано.

Пойдём поэтапно. Первое и главное — почему Пушкин вызвал на дуэль Геккерена-младшего или того, кто у нас более известен как Жорж Дантес? Второе — кто был тот человек, который отдал приказ «фас», кто запустил маховик убийства? Третье — каковы последствия самого убийства и знали ли те заказчики и исполнители, чем это всё закончится? А ведь если понаблюдать всю цепочку, то убийство Пушкина ни много ни мало привело к революции 1917 года, а затем и к воцарению ненавистных Пушкину сил, нацеленных на уничтожение духовности и устоев русского духовного храма.

Итак, всё по порядку. Пушкин вызывает на дуэль Дантеса, потому что именно на него указывало всё, что было связано со знаменитым «подмётным письмом», полученным поэтом накануне дуэли.

Дуэль Пушкина и Дантеса
Дуэль Пушкина и Дантеса

Для тех, кто не знает историю этого «подмётного письма» (в школе это до сих пор не изучается), скажу, что Пушкин неоднократно получал такие письма клеветнического и скабрезного содержания. Их получали в ту пору все, кто входил в Великий Свет, то есть, в постоянно действующий круг общения: балы, приёмы, совместное проведение отдыха на немецких курортах, переписку — в огромный, распространяющийся на две столицы круг знакомств, исчислявшийся десятками тысяч семейств, а не 30-40 как это пишут доморощенные исследователи — выпускники истфака МГУ.

Сам Пушкин никогда не обращал внимания на «подмётные письма» — он всегда был выше этого, а дуэлей в его жизни и без них было несметное количество, более 40. Поэт неизменно в правой руке носил тяжелый бастон — палку весом до 10 килограммов для тренировки мышц руки, чтобы тяжёлый французский 3-килограмовый пистолет в руке не дрожал.

Пушкин был удивительным человеком во всех смыслах. Но почему он так отреагировал в этот раз на это письмо? В этом письме, по большому счёту, ничего одиозного и нового для него не было. Там намекалось на связь его жены — Натальи Гончаровой с императором Николаем I, к письму прилагался «диплом рогоносца» установленного образца, который в ту пору рассылался многим. Об этом, в частности, говорит князь Александр Трубецкой.

император Николай I
император Николай I

Интересно то, почему на этот раз Пушкин так неожиданно резко отреагировал? Он был доведён до отчаяния всей обстановкой в Свете в свой адрес. Тут не одна причина, а целая гряда причин того, что близкое окружение императора донельзя гнобило светоча русской культуры.

Оно не могло простить Пушкину его фронду, его самость и то, что он был главным идеологом декабризма. По мнению императора, Пушкин не может любить Россию больше, чем его, Николая I. По мнению последнего, он — это Россия, а Россия — это он.

У поэта было другое мнение, он вообще не отождествлял династию Романовых с Россией. Монархию, самодержавие — да, но не Романовых. Хочу заметить, что сам Пушкин по происхождению — Рюрикович, и он вполне имел право, по законам Российской Империи, как минимум иметь свой собственный взгляд на эти вещи.

Травля Пушкина — это не травля, которую осуществляют сегодня, тем более в Москве. Тогда достаточно было послать пару писем или недружественных взглядов или жестов, пригласить во дворец и затем без объяснения причин отменить приглашение. Хамство по отношению к Пушкину в ту пору носило характер, соответствовавший нормам поведения и с учётом «деликатности» самого А.С. Пушкина.

Пушкин в 1837 году
Пушкин в 1837 году

Вы не можете себе даже представить нормы поведения, принятые в Свете, потому что привыкли к нормам поведения в госучреждениях сегодняшней России. Вы транслируете всё это на эпоху, когда неправильное ударение в вопросе могло привести к дуэли и смерти, либо к положению изгоя не только для Вашей жизни, но и потомков.

Речь идёт о том, что Пушкин, скорее всего, «созрел» для громкого скандала. Но ни в коем случае не для самоубийства. Он шёл на Чёрную речку, чтобы убить мерзавца, но ни в коем случае не для того чтобы погибнуть самому. Он был глубоко верующим человеком, который обожал своих детей, преклонялся перед женой, и пойти на такое он никак не мог.

Свидетели, которые встречали его у кондитерской Вульфа по пути на дуэль, отмечали, что он был спокойным, уравновешенным, с бодрым твёрдым взглядом, устремлённым в завтра.

Иезуит Иван Гагарин
Иезуит Иван Гагарин

На поверхность всей этой истории всплывает двуглавая версия убийства Пушкина. Первая — почему поэт вызывает на дуэль именно Дантеса, но не Ивана Гагарина и не Петра Долгорукова, которые были известными бретёрами, шалунами и спойлерами различных скандалов? Многие тогда указывали на то, что это были жившие как пара Пётр Гагарин и Петр Долгоруков — друзья младшего Геккерена.

Напомню читателям, что Иван Гагарин вскоре после убийства Пушкина уехал во Францию и поступил монахом в иезуитский орден, став католиком. Многие, включая Гоголя, потом в Париже встречались с этим человеком и требовали выдать им убийцу Пушкина — того, кто составил и направил поэту известное письмо. А в России шло расследование и проводилась экспертиза.

«Подмётное письмо» было написано женской рукой. Отсюда вторая версия — вторая голова той же концепции — это сделала Идалия Полетика, скандально известная красавица из близкого круга Геккерена-старшего, которая неоднократно пыталась соблазнить Александра Сергеевича, но неизменно получала от него отказ. По свидетельству многих, она публично оскорбила Пушкина тем, что в его адрес направила колкие замечания о верности ему его жены.

Пётр Долгоруков
Пётр Долгоруков

Почему всё-таки Геккерен-младший? Да потому, что Пушкин ненавидел семью голландского посланника, называя самого дипломата «развратной старухой, всё время нашептывающей шамкающим беззубым ртом что-то кому-то на ухо». Геккерен всё время, прямо или через кого-то, доводил до Пушкина мысли о том, что Наталья ему неверна.

Пушкин написал графу Бенкендорфу письмо с приложением «подмётного письма», где указывал, что за этим всем стоит «развратная старуха-доносчица и интриганка» — голландский посланник Геккерен.

В один из последних дней своей жизни отец Иван Гагарин — монах-иезуит, будучи пожилым больным человеком, в присутствии нескольких посетителей из России, подняв вверх указательный палец, сказал: «Документы, обличающие убийцу, хранятся здесь, в Париже, и я знаю, кто это. Но суд истории ещё не наступил». Вскоре после этих слов князя Гагарина не стало, а князь Долгоруков ушёл в мир иной задолго до этого.

Документы об этом инкогнито, по версии Петра Гагарина, Н.В. Гоголя, князя Трубецкого и некоторых других, хранятся в Париже, у кого и в каком виде — предстоит исследовать и узнать молодой поросли пушкинистов. Но по всем указаниям, включая самого поэта, руководил этими убийцами посланник Геккерен.

Идалия Полетика
Идалия Полетика

Пушкин и Вечность, Вечность и Пушкин — вот две сопоставимые фигуры. Пушкин сам не понимал, что он — Пушкин. Отсюда его игры со Светом, его флирт с властью (вспомним «Медный всадник») и т.п. Но Пушкина — это убийство России, её духовности, её глубины и её масштаба.

Убили не просто Пушкина, но нанесли рану всему гражданскому обществу России. Более того, вскоре после того, как скандал приобрёл вселенский характер, стало известно, что той же рукой написанные «подмётные письма» нескольким другим людям.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку