Круг художника Константина Коровина снова в поле зрения

Художник и декоратор Константин Коровин — яркий представитель художественно-театральных тенденций конца XIX-первой половины XX века, был вынужден покинуть Россию в 1922 году и прожил оставшиеся 17 лет жизни в Париже. Там сформировалось окружение художника, получившее название «Парижский круг», составленный из представителей русской эмиграции. Он был значительно уже, чем круг общения, оставленный им в России, но такова судьба изгнанника, в зрелые годы лишённого состояния и своей земли.

Художник родился в год отмены крепостного права в России и умер перед началом Великой Отечественной войны, когда Вторая мировая война уже началась и в неё вовлекли Францию.

По причине того, что судьба Константина Коровина оказалась неразрывно связана не только с художественной, но и с политической судьбой родины, его путь до сих пор подвержен переосмыслению искусствоведов. На днях в Доме русского зарубежья открылась выставка Любови Агафоновой «Константин Коровин и его круг. Москва–Париж», которая акцентировала внимание на ранее малоизвестных фактах жизни художника и окружавших его творцов. В экспозицию вошли произведения и документы, ранее не показывавшиеся широкой публике в привязке к Константину Коровину, и тем  не менее тесно связанные с ним.

Круг художника Константина Коровина снова в поле зрения

Перед зрителем предстали близкие друзья художника, такие как Фёдор Шаляпин, ученики и последователи, такие как В. Серов, Н. Гончарова, М. Ларионов, Р. Фальк, М. Нестеров, С. Виноградов, С. Герасимов, П. Вильямс, А. Исупов, Ф. Федоровский, А. Шевченко и Г. Лапшин. Последний, тоже яркий колорист с самобытной манерой письма, на наш взгляд. стал самым значимым напоминанием о заключительных годах жизни Константина Коровина.

Георгий Лапшин известен сегодня коллекционерам, но россияне в целом едва помнят о нём. «Иногда бывает, что чеповеку везёт с женой, и его общественный вес и наследие приобретают большую известность, чем если с женой не повезло, — пояснил «Э-Вести» Виктор Москвин, директор дома русского зарубежья. — Так случается и у художников, с той лишь разницей, везёт им или нет с искусствоведом, который откроет все грани их таланта и сделает их имя более известным. Если появляется несколько таких искусствоведов, то мы говорим о национальной известности. Иногда выдающимся мастерам не везёт, но вдруг появляется прекрасный искусствовед, который пишет замечательную книгу или статью. Так произошло с Лапшиным».

Круг художника Константина Коровина снова в поле зрения
В. Москвин

В целом, хотя название выставки содержит наименование и российской, и французской столиц, подавляющее большинство работ связаны с Россией. Это объясняется не столько с ограниченностью Парижского круга общения художника, сколько с труднодоступностью этих работ. «На выставке в основном представлены московские музеи и коллекционеры, — говорит Виктор Александрович, — Приобрести в коллекцию работы российских художников проще и легче, чем работы зарубежных мастеров».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку