Кража в Третьяковке: куда смотрела Росгвардия?

Кража в Третьяковке: куда смотрела Росгвардия?

Украденная в воскресенье картина «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи сегодня вечером вернется в Третьяковскую Галерею. Чудо, что её быстро нашли, но еще большее чудо — как легко её украли! Деталями преступления поделилась Зельфира Трегулова.

Непростые последние 24 часа пережила директор Третьяковской Галереи. Вчера около 18 часов неизвестный, пройдясь по залу и разведав обстановку, подошел к картине «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи, деловито снял её и отнес за угол. Здесь, за колоннами, он вынул полотно из рамы и спокойно покинул здание музея. На улице его ждал внедорожник Mercedes-Benz, на котором он скрылся в неизвестном направлении.

Через несколько минут после исчезновения картины смотритель зала забеспокоилась, и стала выяснять, куда пропал шедевр. Одновременно в гардеробе музея обнаружилась пропажа шубы. Шуба – не картина, зимой без нее на улицу не выйдешь – тут же вызвали наряд полиции. Да, был ли вызван наряд по случаю кражи картины или шубы — осталось неизвестным.

До глубокой ночи в музее шли следственные действия, к работе подключилась ФСБ, благодаря оперативным действиям которой похитителя и картину быстро нашли. Первичный осмотр холста сотрудниками музея показал, что он не получил видимых повреждений. Уже сегодня вечером пропажу доставят в Третьяковку, а затем, не дожидаясь окончания выставки Архипа Куинджи, вернут Русскому музею, откуда «Ай-Петри. Крым» и приехала в Москву. «К счастью, — сказал Директор Департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов, — мы никогда не узнаем, сколько она стоит, ведь музей никогда не выставит её на аукционе. Если бы картину не нашли, музей получил бы 12 млн. рублей страховых выплат».

Мы понимаем, что музей — это не банковское хранилище, его главная функция демонстрировать свои сокровища посетителям. В 2018 году 2 млн. 148 тысяч посетителей Третьяковки имели возможность прикоснуться к прекрасному. Её выставки Серова, Айвазовского, Верещагина стали знаковыми культурными событиями страны. И во многом это заслуга его директора Зельфиры Исмаиловны Трегуловой.

Хранение картин — это одна из услуг, которые музей оказывает государству, и на что он получает бюджетное финансирование. Неожиданностью для журналистов стало то, что в Третьяковке временные выставки охраняют иначе, чем постоянную экспозицию. Не все картины оснащаются индивидуальными датчиками движения. По оценке Зельфиры Исмаиловны, их закупка потребовала бы дополнительных 2 млн. рублей, что не было зарезервировано в бюджете. Однако, это лишь 0.2% от миллиардного бюджета Третьяковской Галереи за год!

Но всё хорошо, что хорошо кончается. Музей нашел возможность оснастить оставшиеся картины выставки датчиками. А это непросто, учитывая, что все закупки должны проходить через длительную процедуру тендера. Зато теперь все временные выставки будут также надежно охраняться, как постоянные. Помимо этого, в ближайшие 3 месяца у Третьяковки появятся рентген-машины по досмотру ручной клади, тендер по которым завершился накануне.

Кстати, выяснилась очень интересная деталь – музей охраняет не какое-то частное охранное предприятие (ЧОП), а Росгвардия! Это серьезная организация, чьи услуги, по её же словам, стоят дороже ЧОПов «за счет лучшей подготовки, оснащения и высокого профессионализма». Хочется выразить надежду, что с помощью датчиков и рентген-машин охрана лучшей коллекции русской живописи этой серьёзной организацией станет по-настоящему надёжной.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку