Коронавирус активизировал в Испании полемику о регионах

31 человек умер в Испании от нового коронавируса COVID-19, вследствие чего Мадрид (как столица, так и регион) взяты в режим карантина. Школы и университеты региона закрыты до 31 марта. В других регионах, в том числе в Стране Басков, введён режим карантина по типу итальянского сценария – запрещены въезд и выезд, общественные мероприятия и закрыты места скопления людей.
Таким образом, в связи с полемикой вокруг пандемии нового коронавируса, в Испании обостряется и полемика вокруг региональной политики. В Испании 8 тысяч муниципалитетов, 38 провинций общего режима, 3 провинции форального режима и 10 островов. Региональная политика страны – это политика в регионах особого характера.

Испания по Конституции – это страна регионов. Здесь есть 4 уровня развития регионов: от самых богатых до самых бедных. Наиболее многочисленная группа регионов Испании – группа среднего достатка, где проживает как много бедных, так и много богатых жителей страны, и где средний класс достаточно широк.

В Испании 17 автономных сообществ, все они развиваются «разными скоростями» и по своим собственным экономическим моделям. Это монархия регионов, или, ещё хлеще – монархия республик. В каждом регионе происходит собственное, не похожее на соседей региональное развитие по своему сценарию.

И в эпоху обострения общеэкономической ситуации в стране, напряжения в социально-экономической сфере наступает пора взлёта региональных проблем.

Тезис, которому следуем мы – региональная политика – это ничто иное как на ¾ или 5/6 отражение общеэкономической ситуации в целом в Испании. Система регулирования региональной политики и регионального развития как такового в Испании до сих пор не отработана. Несмотря на то, что региональная политика в Испании существует, здесь нет единого ведомства, специализирующегося на вопросах политики регионального развития.

Это происходит через более чем 10 министерств и ведомств Испании. Главными здесь остаются два: Министерство финансов, налогов и сборов и Министерство территориальной администрации. Хочу заметить, что в настоящее время в нынешнем составе правительства (как, впрочем, и в предыдущем составе) отсутствует вице-президент по регионам.

На первый взгляд, отсутствие единого ведомства, вице-президентства, единого центра принятия решения объясняется стремлением центральных властей максимально запутать проблему вокруг регионов ввиду её особой чувствительности для страны. Многие регионы по типу Каталонии ставят вопрос об изменении взаимоотношений между центром и периферией в пользу региона.

На эту проблематику налагаются также особые отношения Испании с Брюсселем по части региональной политики. Страна уже второй год как перешла из разряда дотационного государства в разряд донора по отношению к Брюсселю по данному критерию, то есть, по отношению к бюджету, выделяемому ЕС на европейские регионы. Вместе с тем, Испания будет и дальше продолжать получать огромные, баснословные суммы на развитие регионов. Это по объёму сумм в абсолютных величинах – вторые после сумм, выделенных на аграрную политику в ЕС.

Настоятельное требование регионов Испании изменить весь «кодекс поведения» между центром и периферией, а затем и сформировать новую модель регионального развития страны – вопрос не новый, но он становится всё более и более актуальным на основе обострения ситуации в регионах.

Наиболее, на наш взгляд, взвешенной альтернативой существующей региональной политики является программа регионального развития и в целом взаимоотношений центром периферией, выдвигаемых Ассоциацией муниципалитетов и местной власти. Эта авторитетная организация, которую «слышат» во всех фракциях парламента и в правительстве.

«Программ действий» этого объединения содержит взвешенные и объективные цифры, отражающие реальное положение дел в регионах, и самое главное, чем отличается эта программа от подобных – здесь видна объективная критериальность выделения средств для регионов как со стороны центра, так и со стороны Брюсселя. Если говорить в сжатом виде, то главный тезис здесь – это демографический фактор.

В программе авторы проекта отталкиваются от 20 тысяч жителей на данный конкретный населённый пункт, говоря следующее: если жителей больше этой цифры, то следует выделять и больше средств. Если меньше – то меньше средств. В других проектах критериальность непрозрачна, запутана и сложна.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку