Король Испании — миф или реальность?

Король Испании

Главный хранитель королевского очага Испании — собачка-шнауцер по кличке Пушкин вместо того, чтобы жить в королевском дворце, сейчас живёт в королевском саду. Таково решение королевы Летиции — матери двух инфант Софии и Леонор в связи с отменой «Салического закона», по которому отменяется принцип генитуры. Отныне обе инфанты имеют право на престол.Решение, что Пушкин будет жить в королевском саду, было принято в связи с появлением Летиции в качестве королевы — жены короля Филиппа VI.

Сегодня как никогда фигура короля подвергается критике со всех сторон. Причём в основном институт монархии обсуждается в формате личностных претензий к конкретным людям, представляющим этот институт.

Многие в Испании ставят вопрос о монархии не в плоскости её целесообразности и необходимости для жизни страны в современных условиях, а в разрезе того, существует ли Королевский Дом как часть властной структуры. Не является ли это неким водевилем от политики, символической ширмой, за которой стоят силы, которые от его имени решают все свои «дела»?

Дискуссия порождена не просто кризисом-пандемией, а частично расколом в лагере консерваторов и междоусобной войной вновь нарождающейся крайне правой партии Вокс с традиционными консерваторами в лице Народной партии.

Критика института монархии и лично отдельных членов королевской семьи раздаётся со стороны 17 левых партий и, прежде всего, со стороны главных антимонархических сил двух традиционных республиканских партий, входящих в правящую коалицию. Хотя тандем был создан в результате компромисса, работать вместе в правительстве при условии признания монарха в качестве третейского судьи — арбитра, они отдали пальму первенства в споре за целесообразность продолжения существования института монархии сегодня крайне правым.

Речь идёт о дискуссии, развернувшейся в парламенте в конце недели относительно государственного бюджета, который в очередной раз вызвал к жизни дискуссию о монархии.

Критика монархических устоев со стороны крайне правых — не новость. Вспомним основателя испанского варианта фашизма Антонио Примо де Риверу, который прямо говорил о том, что монархия — это обуза для Испании. Его идеалом был фашистский режим в Италии, а затем в Португалии и в Германии.

Последователи идей Испанской фаланги, засевшие во всех силовых структурах страны: в вооруженных силах, коммандос, гражданской гвардии, полиции, спецслужбах, подразделениях гражданской обороны, в администрациях на местах, отчасти — в отдельных институтах церкви (в основном, в капеллании), представлены достаточно широко в банковском секторе и различных подразделениях госкорпораций (электрических сетях, в строительстве публичных объектов, дорог, аэродромов, линий электропередач, железнодорожной сети).

Знамя антимонархических идей подняли и поддержали повстанцы 23 февраля 1981 года, когда произошёл антимонархический переворот во главе с начальником личного военного кабинета короля Хуана-Карлоса генералом Армадой.

Самые острые и ядовитые стрелы, направленные в сторону короля, летят из стана всё ещё сильных политических организаций крайне правых сил. Раздрай вокруг Королевского Дома, вылившийся в отъезд престарелого монарха на арабский восток, подогрел ненужную, несвоевременную и вредную в нынешних условиях дискуссию, которая может привести к разрушению баланса сил, с таким трудом созданного в эпоху Транзита в 1975-1978 годах и закреплённого рядом конституционных актов, центральным звеном которых были Пакты «Монклоа» на основе всеобщего консенсуса, в котором приняли участие все без исключения политические силы Испании: от коммунистов до правых.

Напомню, что авторами Конституции Испании были 5 человек, причём все пять представляли главные силы всего политического спектра испанского общества — здесь не было ни первых, ни вторых, ни третьих; все были равны.

Нельзя не сказать о главном: высшим арбитром национального диалога был всё тот же король, фигура которого как в политическом, так и в личностном планах не ставилась под сомнение.

В основе политики национального согласия была программа национального примирения, написанная интеллектуалами коммунистической партии в эмиграции и легшая в основу двух главных согласительных форумов (также в эмиграции): «Демократической хунты» и «Демократической платформы», которые и готовили весь процесс транзита, длившегося несколько лет.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку