Константин Кузнецов становится главным символом русского импрессионизма

Выстаавка Константина Кузнецова в Третьяковской галерее

Константин Кузнецов (1863-1936) — удивительный русский художник, произведения которого украшают коллекцию знаменитого Музея Орсэ в Париже, но которого Россия, к сожалению, начала открывать для себя лишь в последние годы. Первая выставка его работ в ГИИ состоялась два года тому назад. Она имела большой резонанс у публики и успех у знатоков искусства, и благодаря этому за популяризацию наследия Константина Кузнецова в России сегодня взялась Третьяковская галерея.

Посетители крупнейшей галереи русского искусства смогут увидеть обширную коллекцию работ художника в Инженерном корпусе до 14 марта 2021 года. Выставка носит название «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия«. Она знакомит зрителей с работами художника разных лет и предлагает поглубже узнать о его жизни — чем-то уникальном, чем-то типичном явлении начала XX века.

Уникальность Константина Кузнецова в том, что он — выходец из русской уездной купеческой среды, почувствовал своё призвание и посвятил жизнь живописи. В 29-летнем возрасте молодой купец окончил художественную студию при Академии изящных искусств в Саратове, а четыре года спустя отправился совершенствоваться в Европу. С 33-летнего возраста Константин Кузнецов обосновался с семьёй во Франции, став символом русско-французского культурного сотрудничества.

Фарбрис Руссо, советник по культуре посольства Франции в России
Фабрис Руссо, советник по культуре посольства Франции в России на открытии выставки художника в Третьяковской галерее

«Он и русский, и одновременно француз, — рассказал  «Э-Вести» Советник по культуре посольства Франции в России Фабрис Руссо. — Художник родился и жил в России, а затем уехал во Францию, где работал. Он приобрёл здесь популярность в художественных кругах, и был отмечен импрессионистами. Объекты его живописи — Париж, Кампань, Бретань, были французскими. Бретань, как и Франция в целом, и ранее привлекала русских художников: её писали Бенуа, Репин и другие,. В XIX-XX веках русские художники часто приезжали работать в нашу страну, но многие ездили туда-обратно, как Бенуа, а Кузнецов жил во Франции постоянно.

Художник жил в Париже до конца своей жизни, посещал Монпарнас, бульвар Клиши и стал неотъемлемой частью французской культуры, хотя и остался русским по сути. Посмотрите на характер его живописи — он в своей основе русский. Константин Кузнецов является первым художником, которого можно счесть наполовину французом, а наполовину — русским. Таким же французско-русским явлением был писатель Иван Тургенев, который тоже постоянно жил во Франции, оставаясь русским, но являясь при этом и французом».

Ранний автопортрет Константина Кузнецова создан, когда художник только начинает свою карьеру в Париже и полон творческих сил
Ранний автопортрет Константина Кузнецова создан, когда художник только начинает свою карьеру в Париже и полон творческих сил

Франция привлекла Константина Кузнецова своей живописной красотой, свободой творчества и новаторскими художественными идеями. Живописцу оказался близок французский импрессионизм. Он освоил этот жанр досконально, приноровил его к целям своего искусства и сумел сказать в нём собственное, русское слово. Кузнецов стал одним из самых ярких и талантливых представителей русского импрессионизма.

Его работы отличает душевность, теплота. Импрессионизм для него — это не просто впечатление, сиюминутно схваченная натура. Кузнецов сумел передать в импрессионистической живописи широкие пространства и глубокое чувство любви, выраженное в крупных планах, светлых и добрых тонах. Жизнерадостность его полотен очевидна даже в тот период, когда он испытывал серьёзные проблемы.

Проблемы не миновали Константина Кузнецова, и в этом он является типичным представителем своего времени. Хотя Франция дружелюбно приняла художника, но послереволюционная Россия лишила его средств к существованию.

До 1920х годов высокие доходы позволяют художнику писать всё, что велит ему призвание. Он может не задумываться о продаже своих работ, которую воспринимает как продажу части своей души. Константин Кузнецов творит ради творчества, и его ранние работы — это упоение прекрасной природой, жизнеутверждающий гимн красоте.

После потери состояния и доходов поездки на природу становятся для художника слишком дороги, но он получает возможность углубиться в парижский пейзаж и проникнуть в душевный мир окружающих его простых людей. Поздний живописец, тяготеющий к экспрессионизму, становится ещё глубже и проникновеннее.

Выставка Константина Кузнецова в Третьяковской галерее
Выставка Константина Кузнецова в Третьяковской галерее. Слева — видео с видами французской природы. Справа — работы о них Константина Кузнецова

В одном из залов наряду с произведениями Кузнецова установлено большое табло, на котором крутится видеоролик тех мест, которые изображены на его полотнах. Мы можем воочию наблюдать, как русский художник — наследник понимания пейзажа Левитана и Саврасова, поэтизирует французскую природу и поёт ей гимны.

К.П. Кузнецов. Остров Бель-Иль. 1913
К.П. Кузнецов. Остров Бель-Иль. 1913

Пишет ли Константин Кузнецов яркими красками на дорогих профессиональных холстах или использует подручные средства, создаёт ли он свои произведения густыми мазками или пишет едва заметными пастельными тонами, разбавляя до прозрачности краски и оставляя на грубом холсте не закрашенные места — его произведения всегда наполнены любовью и внутренним светом тонкой, принадлежащей высокому искусству души.

Семья Константина Кузнецова осталась накрепко связана со своим новым домом — Францией, но при этом не забыла о своих русских корнях. Потомки художника говорят на двух языках, они разделили общую судьбу и с французами, и с русскими, участвуя в сопротивлении фашизму. Благо, что этому способствовала и продолжает способствовать французская культурная политика.

«Основы открытости французской культуры были сформулированы ещё Эрнестом Ренаном, — поясняет Фабрис Руссо. — Он охарактеризовал нашу культуру как «желание жить вместе». Франция — это страна, которое имеет желание счастливо сосуществовать с другими культурами и народами. Да, сегодня принимающие возможности страны несколько уменьшилась в связи с распространением коронавируса, но это временное явление. Страна по-прежнему открыта другим культурам, традициям, образу жизни, гастрономическим особенностям.

Франция всегда принимает представителей других стран мира и открыта в том числе русским художникам, которые имеют возможность ежегодно приезжать в страну учиться и работать. После учёбы немало русских остаётся во Франции, потому что им нравятся условия  жизни и работы здесь. Так поступают и многие американцы, и представители других стран, потому что во Франции созданы уникальные условия для творческой работы, для самовыражения, для творчества».

Подтверждение тому — крупнейший русский импрессионист Константин Кузнецов.

Какое счастье, что пять лет тому назад одна из правнучек художника обнаружила дома большой рулон с холстами, заботливо свёрнутый своим прадедом. Сегодня эти заботливо сохранённые и качественно отреставрированные произведения дают нам возможность гордиться нашим соотечественником, вдохнувшим русскую душу во французский импрессионизм.

Кузнецов К.П., Сосны и яблони в Керфани. 1921
Кузнецов К.П., Сосны и яблони в Керфани. 1921

 

Кузнецов К.П., Дорога в Виль-Пишар, около 1916
Кузнецов К.П., Дорога в Виль-Пишар,
около 1916
Кузнецов К.П., Вид на собор Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении, Вторая половина 1920-х
Кузнецов К.П., Вид на собор Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении, Вторая половина 1920-х
Кузнецов К.П., Вид на собор Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении, Вторая половина 1920-х
Кузнецов К.П., Вид на собор Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении, Вторая половина 1920-х
Выставка Константина Кузнецова в Третьяковской галерее
Выставка Константина Кузнецова в Третьяковской галерее
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку