Кому Россини посвятил свою «Маленькую торжественную мессу»?

Итальянский композитор Джоаккино Россини (1792-1868) известен прежде всего как композитор автор светской музыки, создатель всемирно известных опер («Севильский цирюльник», «Вильгельм Телль» и другие). Но в его творчестве были и религиозные творения, самое известное из которых — «Маленькая торжественная месса». Она, как и подавляющее большинство творений Россини, была принята с огромным успехом, но у самого композитора вызвала неоднозначную реакцию.

«Боже милостивый, вот я завершил свою маленькую мессу, — написал он. — Но что я написал? Священная ли это музыка или, скорее, святотатственная? Я родился для оперы буффа, как всем хорошо известно. Я вложил в своё произведение немного технического мастерства, немного души, вот и всё. Благослови меня, Господи, и даруй мне рай». Маленькой Россини назвал мессу скорее иронично, чем обозначая её размер и значение. Не было ли иронией и указание на святотатство?

Джоаккино Россини славился лёгкостью в сочинении своей музыки. Он сам говорил о том, что по заказу может развить любую тему — в этом для него не было никаких трудностей. Возможно, что и «Маленькая торжественная месса» была написана композитором в 1863 году под заказ графа Алексиса Пилле-Вилля для его жены Луизы. Во-первых, именно в их парижском доме состоялось премьерное исполнение сочинения (впервые месса была отслужена в марте 1864). Во-вторых, композитор посвятил сего Луизе Пилле-Вилль. Но некоторые исследователи полагают, что инициатива создания мессы принадлежит самому Россини, находившемся на закате своей жизни. Это, вероятно, также свидетельствовало бы в пользу посвящения произведения Богу.

В исполнении первой камерной мессы принимали участие 12 певцов (мужчины, женщины и кастраты), включая четырёх солистов (сопрано, контральто, тенор и бас). Им аккомпанируют фортепиано и фисгармония. Характер исполнения возвращает нас к неаполитанской клавесинной традиции XVIII века.

Оркестровая обработка произведения была создана самим композитором через три года после камерной. Он сделал попытку внести в неё и другие изменения — в частности, заменить хор мальчиков из кафедрального собора женским хором. Россини обратился за благословением к папе, но тот отказал ему в этой просьбе. Тогда расстроенный творец попросил не исполнять оркестровую версию при его жизни. Эта просьба была исполнена. Есть и другое объяснение этому — композитор хотел сам переложить эту музыку для оркестра, чтобы это было сделано именно им, а не кем-то из плохих композиторов.

В те годы 70-летний композитор практически отошёл от музыкального творчества, если не считать создание им для домашнего пользования нескольких камерных произведений, украшавших их (с женой) званые воскресные вечера. Россини называл эти вокальные миниатюры péchés de vieillesse (грехи старости). А от оперы он отошёл более трёх десятилетий назад… Может быть, он и впрямь стремился славить Господа?

Можно только догадываться о том, кому всё же Россини в действительности посвятил свою «Маленькую торжественную мессу». Но это прекрасная музыка и священные тексты, послушав которые можно решить для себя эту загадку на уровне собственных ощущений. Такую возможность дарит нам Фонд Бельканто, который включил её в свой рождественский проект «Звучащие полотна».

Приобрести билеты на концерт Импрессионисты. Дж. Россини. Маленькая торжественная месса можно пройдя по ссылке. Исполняет произведение Московский хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест», солисты Маргарита Королева (орган), Кристина Эшба (сопрано), Яна Меликаева (меццо-сопрано), Валерий Макаров (тенор), Алексей Егоров (бас) и Алексей Нестеренко (фортепиано).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку