Кому нужны контрольно-надзорные функции государства, если не гражданам?

Кому нужны контрольно-надзорные функции государства, если не гражданам?

По опросам общественного мнения, проведённым специализированными организациями для РАНХИГС, выходит, что контрольно-надзорные органы в России — те, которые должны следить за законностью и порядком среди чиновников, либо бездействуют, либо их эффект близок к нулю. По проведённым исследованиям, более 70% всего корпуса предпринимателей настаивают на проведении глубокой реформы.

Ещё в постановлении правительства Дмитрия Медведева говорилось о том, что необходима глубокая реформа контрольно-надзорной деятельности государства (КНД). Окончание реформы планировалось завершить к 2019 году.

Одновременно в условиях всё нарастающей волны захвата власти чиновниками группы «А», по некоторым данным (в том числе упомянутого университета), сочетание пропорций властных полномочий чиновников группы «А» и всего остального население выглядит следующим образом: 1 к 10.

Но контрольно-надзорная деятельность государства, так необходимая гражданам, несмотря на всю фанаберию государства, сводящего свои функции только к «общипыванию» народа и контролю за его умонастроением, всё же нужна и государству тоже. Хотя бы по той самой причине, по которой сегодня одного за другим чиновников «берут за шкирку» и отправляют в места не столь отдалённые. Даже по меркам олигополистического правительства, аппетиты чиновников явно «зашкаливают».

Контроль государства должен осуществляться не только масштабно, объёмно и глубоко, но, самое главное — гласно. Это основное условие как деятельности государства, так и её глубокой реформы.

Суть реформы сводится к более эффективному надзору над всеми госучреждениями, включая спецслужбы и прокуратуру. Главная цель реформ — повышение эффективности всей производственной сферы экономики: от малого бизнеса до экономики, и снятие ненужных барьеров, аппаратного давления и чиновничьего контроля, не имеющего отношения к деятельности конкретного предприятия.

Объявленный новым правительством с 1 января 2021 года новый виток «оптимизации чиновничьего аппарата» приведёт к сокращению более 3 миллионов чиновников разных уровней (первоначально, предполагалось убрать до 10 миллионов человек), но не даст никакого результата без глубокой реформы контрольно-надзорной деятельности государства и освещения её населению.

Очередная «чистка», теперь уже по лекалам нового премьера, приведёт не к более плавному и гладкому движению государственной машины, а к очередному витку сверхобогащения госмонополистической верхушки, так как гражданам, по мнению экономиста Жуковского, грозят лишь только беды (отмена пенсий и перевод почти 46 миллионов населения на продуктовые ваучеры, когда в день гражданин сможет тратить не более 1, а в месяц — не более 10).

Для тех, которые ещё спят спокойно, объясняю. Если будет введён ваучер на отоваривание в магазине эконом-класса, то в день человек сможет иметь полноценный обед без завтрака и ужина. Как заключённый, несущий пожизненное наказание во Владимирском централе.

Это делается в условиях очередной волны укрепления центральной власти, выраженной в недавно проведённой кампании «За поправки!», сводящейся только к одному: увеличению срока пребывание верховной власти на ближайшие 16 лет. Как же в таких условиях не провести глубокую реформу КНД?

Тем более, что об этом заявлялось как сверху, так и снизу, так и сбоку, так и на самом высоком уровне. Было постановление правительства о проведении такой реформы. Реформа КНД столь же необходима гражданам, сколь кампания «За поправки» необходима власть предержащим.

В условиях нынешней структуры власти, хочется всё же понять, что от сухой корки чёрствого хлеба демократии остаётся гражданам?

Удача власть предержащих состоит в том, что власть упала к ним в руки после почти столетия запугивания, гнобизма и прямого физического уничтожения большого количества граждан. И никаких видимых протестных явлений с 2021 года в огромной стране, представляющей собой шестую часть суши, не было.

Фильм одного из известных советских советских режиссёров, рассказывающий о событиях 1962 года — это не более чем напоминание об отсутствии в стране сколь-нибудь значительных протестных движений в стране. Их не было. Всё диссидентсткое и инакомысленническое движение доказывает только одно: кое-где кое-когда был, но и только (в основном, на кухне и с фигой в кармане, но никак не организованные, при полном отсутствии какого-либо эффекта).

Почему? Объяснение было дано известным на Западе бывшим сотрудником ИМЭМО Михаилом Возленским в книге «Номенклатура», являющейся классическим трудом для изучения советской системы. Там он упоминает, что из 1000 человек, живущих в стране, не менее 800 представляют собой «послушное большинство». Это представители спецслужб, врачи, пожарники, военнослужащие, полицейские и т.п. Лишь около 200 человек добывают добавленную стоимость для экономики.

Социологи на Западе так определяли советскую систему, забывая о том, что и при Советском Союзе инакомыслящими было подавляющее большинство населения. А вот почему оно не было протестным — другой вопрос.

Тем не менее, в последние 25 лет советской власти (до 1991 года) протестные явления в населении фиксировали не только органы, которым вменялось слежение за подобными изменениями, но и кремлёвская верхушка, и ЦК партии. Мне неоднократно приходилось слышать от высокопоставленных сотрудников Международного отдела этой организации в мою бытность работы в ИМЭМО, что с 1985 по 1990 годы настроения в обществе были настолько разогреты, что Рокамболезская оперета с ГКЧП могла произойти значительно раньше, чем в 1991 году.

Я в августе 1991 года находился на севере Испании в закрытом монастыре монахов-клеритианцев в гипсе, со сломанной ногой. Я тогда упал в бассейне и сломал лодыжку, поэтому у меня было время читать западную прессу. За время пребывания в монастыре я дал около 100 интервью, и эти публикации можно до сих пор прочесть в El Pais, Correo Espanol и т.д. Вся подборка моих выступлений хранится у меня дома и в моём архиве.

Мой друг по даче — водитель автобуса, недавно при встрече в «культурном центре» при нашем сельпо, где он покупал зарядку для своего скоростного двигателя, а я — минеральную воду запить лекарства перед сном, обменялись лёгкими ненавязчивыми соображениями относительно текущего момента в мире и в стране. Он, с присущей ему прозорливостью и точностью в выражениях, сказал: «Пора заряжать орудия на Авроре». На что я его спросил: «А есть, кому заряжать?». Он ответил: «Да хоть я — а заряжу»…

Контрольно-надзорная деятельность государства необходима не только государству демократическому, но и таких государств, как Бруней, Бутан или ЦАР. Это — показатель его здоровья и одновременно признак его деградации, в случае отсутствия эффективности этой системы.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку