Москва занимает большую часть операций российского несырьевого экспорта, который к 2024 году должен по заданию правительства увеличиться в два раза. Нельзя сказать, чтобы дело не двигалось вперёд — Московскому экспортному центру в ближайшее время предстоит развивать сто компаний, готовить их к новой для них экспортной деятельности. Это компании, которые либо никогда не экспортировали свою продукцию, либо испытывают трудности с экспортом, либо экспортируют, но нуждаются в помощи ради развития.
Но что такое сто компаний, если России нужны тысячи экспортёров? «У нас в России количество экспортёров сегодня составляет менее 1% от общего объёма зарегистрированных компаний, на уровне 0.5% — это 45’000 компаний. Это очень низкий показатель по сравнению с европейскими странами, где этот показатель составляет от 7-8% до 19-20%.
В нашей же стране мало кто из компаний считает для себя возможным и имеет силы работать на экспорт. С учётом такой низкой базы, особенно в малом и среднем бизнесе, нам чрезвычайно важно сегодня вовлекать компании в экспортную деятельность. Ведь экспорт — одно из трёх основных слагаемых экономического роста. Он важен как для общего благосостояния, так и для развития компаний», — рассказал «Э-Вести» управляющий директор Российского Экспортного Центра (РЭЦ) Алексей Кожевников.
Таким образом, России нужно вырастить 90’000 компаний и нарастить объёмы текущих экспортёров, чтобы выполнить задачи, поставленные правительством. Задача не из лёгких, ведь помимо экономических вопросов (наличие спроса на зарубежных рынках, цены, налоги, барьеры) российский бизнес сталкивается с целым рядом внутренних задач, без решения которых он не может двигаться вовне. Основные — это отсутствие знания языков и культур, недостаток информации о работе в других странах, отсутствие профессионалов экспорта в компании, да и просто страхи перед неизвестным.
Как бы то ни было, рынок становится всё более глобальным, и если компания не пойдёт на экспорт, не решит сопряженных с ним задач конкурентноспособности, то она рискует остаться за бортом. «Основным драйвером развития несырьёвого экспорта являются торговые площадки, торговые платформы, онлайн-системы. Они позволяют снимать границы, быстрее договариваться о сделке. Скорость развития этого направления говорит о том, что скоро исчезнет такой фактор, как локальный рынок. И нельзя будет использовать такую фразу, как «я на экспорт не пойду», — рассказывает Алексей Кожевников. —
Не ходи на экспорт — но через несколько лет ты будешь конкурировать на международном рынке. Ты не пойдёшь на экспорт, но сюда придёт зарубежная компания. В этом смысле подготовка наших компаний и выращивание экспортёров — это защита наших компаний от тех процессов, которые идут в мире. Это совершенно неизбежный, неотвратимый процесс, на который надо настраиваться».