Культура и искусство

Когда мнимое равно подлинному

Когда мнимое равно подлинному

Ещё совсем недавно в широком прокате прошёл фильм Тарантино «Однажды в Голливуде». В нём была затронута тема убийства, давно забытая, а молодым поколением и вовсе не знаемая. Как всегда, фантазия Тарантино взяла верх над реальными событиями. Он придал ужасной истории 60-х – красивый «хэппи-энд», и все остались довольны.

Но такое вольное искажение, соответственно увело от размышлений над правдой жизни. А знание правды, даже самой нелицеприятной, часто оказывается необходимым для её, же, – жизни сохранения.

Мы часто не задумываемся, как влияет экранный или сценический образ на наш разум и психику.

Нейрофизик, исследователь мозга, кандидат биологических, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель Института мозга человека РАН – Н. Бехтерева говорила, что экспериментально доказано – человек, смотрящий на экран или на сцену, переживает увиденное так же, как в жизни; его пульс учащается, дыхание меняется, он улыбается, смеётся и плачет. Даже вскрикивает, вскакивает, убегает и лишается чувств под сильным впечатлением.

Братья Люмьер, «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», 1896
реж. Братья Люмьер, «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», 1896

Так реагировали зрители, когда впервые увидели на экране, несущийся на них поезд в документальном фильме братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896). Пресса писала: в зале началась паника. Кричали, убегали, взмахивали руками и падали в обморок. Происходящее воспринималось «буквально».

Что это? Реакция неискушённой публики 19 века?

Мел Гибсон, «Страсти Христовы», 2004
реж. Мел Гибсон, «Страсти Христовы», 2004

Но фильм «Страсти Христовы» режиссёра Мэла Гибсона (2004) и в 21 веке вызвал у зрителей не меньшие переживания.

Зрительский опрос показал, что люди, видевшие на экране пытки Иисуса Христа, испытывали шок и душевное потрясение. Многим становилось плохо с сердцем во время сеанса. Даже вызывали Скорую помощь!

В отзывах на этот «слишком натуралистический фильм» люди писали, что испытали катарсис, и это повлияло на их мировоззрение, отношение к вере.

Удивительно! Экран соединял человека непосредственно с мнимой реальностью, как с подлинной. Последствия могли быть самыми страшными.

Роман Полански «Ребёнок Розмари», 1968
реж. Роман Полански «Ребёнок Розмари», 1968

Режиссёр фильмов ужасов – Роман Полански, снимая кино о дьяволе и его окружении, приобрёл мировую славу, но потерял жену; красавица актриса Шэрон Тейт была принесена в жертву «Князю Тьмы». Она снялась в фильме мужа «Бал вампиров» (1967) и вошла в «Список жертвоприношений Звёзд Голливуда». После выхода на экраны драмы Полански «Ребёнок Розмари» (1968), где главная героиня, соглашается родить ребёнка Антихриста, – на девятом месяце беременности Шэрон Тэйт была зверски зарезана (16 ножевых ранений) сатанисткой из секты Мэнсона (1969).

Оккультисты трактуют подобные несчастные «случаи» как расплату за связь с инфернальным миром.

Исследователь в области биоэнергетики С.Н. Лазарев утверждает в своих книгах на множестве практических примеров, что родственники и близкие связаны единым полем; они «снимают на себя информацию, связанную с любимым человеком».

О таком феномене писал и Томас Манн в своём романе «Доктор Фаустус», где главный герой заключает сделку с дьяволом. За гениальность и мировую славу расплачиваются все, кто любит героя этого романа.

Михаил Лавровский
Михаил Лавровский

Знаменитый танцовщик Большого Театра, Народный артист и хореограф – М. Лавровский рассказывал, что, когда стал писать либретто «Оправдание Сатаны», на него обрушились слава, деньги, любовь и поклонение женщин, взлетела карьера и всё пошло как по маслу. Но вскоре тяжело заболел сын, жена, начались несчастья и смерти с родными и близкими. Он увидел в этом расплату за свой успех и остановил опасную творческую затею. Тут же всё прекратилось.

Мировой кинематограф не раз был замечен буквально в убийственных последствиях для своих создателей, исполнителей и поклонников.

По воспоминаниям трагически погибшей актрисы Елены Майоровой, в пять лет её травмировал фильм для взрослых.

Из реки Амазонки выплывала огромная анаконда и кусала охотника. Девочка настолько была захвачена зрелищем, что почувствовала, как эта змея-гигант «прошла» сквозь неё с экрана и заполнила всё существо ужасом! Долгое время ребёнок болел, страдал и не спал ночами. Эти кадры со «смертельной» змеёй являлись во сне. Нервное потрясение отложило отпечаток на годы и сделало очень ранимой. При этом смертельно-опасные ситуации в кино и в жизни притягивали её как наркотик, вследствие чего она сгорела заживо.

Психологи отмечают, что ребёнок очень открыт и доверчив к окружающему миру. Ещё Анна Фрейд – британский психолог и психоаналитик (младшая дочь Зигмунда Фрейда) говорила, что у детей высокая способность к отождествлению. По её наблюдениям фильмы ужасов многим детям повреждали психику. Фильмы же героического содержания, напротив, её формировали и укрепляли.

Народный артист и режиссёр Н. Бурляев рассказывал:

«Когда в детстве я смотрел фильм «Чапаев» (1934),- так переживал за красного командира, чтобы он, раненый, доплыл до берега, что молился в кинозале всем сердцем! Когда он утонул, я разрыдался».

Георгий и Сергей Васильевы «Чапаев», 1934
реж. Георгий и Сергей Васильевы «Чапаев», 1934

Артист В. Коренев после показа на широком экране фильма «Человек-Амфибия», получал десятки тысяч писем! Восхищённые поклонницы предлагали свою любовь, брак, называли его мужчиной своей мечты. «Они отождествляли моего героя – Ихтиандра – со мной» (В. Коренев)

Экранный образ мог стать «Ангелом-хранителем» с детства и на всю жизнь.

Абрам Роом, «Гранатовый браслет», 1964
реж. Абрам Роом, «Гранатовый браслет», 1964

С артистом ленинградского БДТ И. Озеровым произошла такая история. Одна из его поклонниц призналась, что в 8 лет случайно увидела его на экране летнего кинотеатра в фильме «Гранатовый браслет» (1964). Образ героя, глаза, голос, музыка, подействовали на душу девочки как живое прикосновение чуда! Много лет она смотрела этот фильм и хранила свой «идеал» в сердце и памяти. Он стал её оградой от поверхностных отношений, падений и грязи, поддержкой в жизненных испытаниях.

Она говорила, что стала успешной пианисткой благодаря влиянию музыки Бетховена из любимого фильма. Через 20 лет она нашла своего «кумира» и рассказала о своей детской любви. Они оказались родственными душами и остались навсегда вместе.

Интересно, что в советское время создавались фильмы такого мощного качества, что они буквально влияли на судьбы людей, на мировоззрение и отношение к миру.

Владимир Басов, «Щит и меч», 1968
реж. Владимир Басов, «Щит и меч», 1968

Президент В.В. Путин говорил, что когда он посмотрел фильм «Щит и Меч» (1968), то решил стать разведчиком.

Статистика МВД отмечала резкое падение преступности по стране в период, когда этот сериал шёл на экранах телевизоров.

Подобным влиянием обладали многие советские фильмы.

Народный артист – А. Баталов:

«После того как сыграл главную роль в фильме «9 дней одного года» (1962), я получал бесчисленное количество писем от молодёжи, стремящейся поступить на Физмат. Писали, что хотят быть физиками. Покорены и «заражены» отношением к науке».

После выхода «Неоконченной повести» (1955), многие зрители, покорённые героиней Элины Быстрицкой, писали любимой актрисе, что пошли во врачи под влиянием этого фильма.

Фридрих Эрмлер, «Неоконченная повесть», 1955
реж. Фридрих Эрмлер, «Неоконченная повесть», 1955

Образ руководителя колхоза, горящего своим делом, в фильме «Председатель» (1964) надолго покорил сердца жителей сёл и деревень. Народного артиста – М. Ульянова настолько отождествили с его персонажем, что много лет он получал горы писем с просьбами помочь в достойной организации колхозного дела в разных весях страны и стать председателем.

Молодого режиссёра Глеба Панфилова покорили с экрана глаза Инны Чуриковой. Он разыскал актрису для съёмок своего фильма «Начало», и впоследствии она стала его женой.

Владимир Высоцкий решил, что женится на Марине Влади, когда увидел её в фильме «Колдунья» (1956).

Народная артистка и режиссер – Е. Цыплакова рассказывала: «В своём фильме «Семейные тайны», где я играла целительницу, я читала молитвы на изгнание. Мне позвонила одна одержимая женщина и начала шипеть в трубку: «Я тебя убью! Мне плохо! Я смотрю эту сцену, и меня тошнит, меня колотит!» Через экран пошла энергия молитвы.

Даже танец и пение обладают не меньшим воздействием на сознание, чем слово. Музыка сразу «открывает сердце», вызывая сильные переживания.

Фёдор Шаляпин в опере М. Мусорского «Борис Годунов»
Фёдор Шаляпин в опере М. Мусорского «Борис Годунов»

Современники великого певца Фёдора Шаляпина рассказывали, как наблюдали из-за кулис сцену смерти царя Бориса в опере М. Мусорского «Борис Годунов», где он играл главную роль. Несмотря на неоднократные «просмотры» умирания героя от сердечного приступа, каждый раз друзья артиста боялись, что он умер всерьёз и бросались за врачом. Для их спокойствия гениальный Шаляпин падал в такую позу, чтобы за кулисами было видно, как он, уже «мёртвый», им подмигивает: «Всё в порядке! Я жив!»

Когда великая балерина Анна Павлова в 8-мь лет впервые попала в Мариинский театр на балет «Спящая красавица», – она потом вспоминала:

«Ещё несколько минут – и передо мной открылся неведомый мир! С первых же нот оркестра я вся затрепетала… Взвился занавес, открыв раззолоченную залу дворца, я тихонько вскрикнула от радости… Помню, закрыла лицо, когда на сцену выехала старая злая волшебница в карете, запряжённой крысами». Когда же на сцене появилась главная героиня – принцесса Аврора (Спящая красавица), девочка твёрдо сказала матери: «Когда-нибудь я стану Авророй и буду танцевать, как она, в этом театре!» Так Анна Павлова предсказала свою судьбу.

Мы живём в том пространстве, которое создаём своими мыслями и словами, а нашей верой мысль воплощается.

Анна Павлова
Анна Павлова

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News