Когда лучше писать ручкой, а не печатать на клавиатуре

Когда лучше писать ручкой, а не печатать на клавиатуре

Многие современные студенты берут с собой на лекции не ручки и тетради, а ноутбуки. Но всегда ли это хорошо, и когда лучше писать от руки?

Сегодня многие печатают быстрее, чем пишут ручкой, особенно если они выросли с компьютером. Это чрезвычайно полезный навык, который позволяет делать большие заметки быстро и легко, и это здорово!

Но так ли это хорошо? – задался вопросом Пэм Мюллер из Принстонского университета, и провел эксперимент.

Студентам раздали видеозаписи и попросили записывать информацию, которая там дается. Половина из них получила ноутбуки, остальные делали заметки ручкой на бумаге.

Вы, наверное, ожидаете, что разница в обоих случаях была небольшая, так как молодежь уже привыкла к использованию клавиатуры. Так оно и было. Учащиеся, использовавшие клавиатуру, чаще печатали слова лектора дословно, в то время как студенты, пишущие более медленно ручкой, вынуждены были сокращать и обобщать.

После этого им были розданы обычные тесты, чтобы узнать насколько хорошо они усвоили материал лекции.

Когда речь шла о запоминании фактов, разницы между двумя группами не было, но, когда их попросили объяснить концепции и идеи, изложенные в лекции, студенты, писавшие от руки, справлялись с этой задачей лучше.

Стенографической дословной записи свойственно менее глубокое осмысление и обработка материала. Вы можете делать это даже автоматически, не думая о содержании, если захотите. Используя ручку, вы глубже прорабатываете материал, потому что не можете записать всё. Кроме того, есть ещё одно преимущество ручки – можно быстрее перемещаться по бумаге, подчеркивая, обводя или дополняя материал заметками на полях.

Хорошо, — подумали учёные, — все дело в дословной записи. Тогда они провели новый эксперимент, предостерегая студентов от дословности. И опять несмотря на предупреждение, студенты с ноутбуками делали слишком подробные записи и не могли ответить на концептуальные вопросы также хорошо, как их коллеги с ручкой.

Может быть подробная запись поможет учениками с долговременным запоминанием? Через неделю был проведен новый эксперимент – студентам дали прочесть свои записи и протестировали их. Группа с бумагой вновь справились лучше.

Причина в том, что при прослушивании умственная обработка глубже, это помогает и запоминать, и понимать. Даже если вы не вернетесь к своим записям, процесс их создания очень полезен. Исключение составляет лишь изучение простых фактов, тогда ноутбук – работает отлично.

Зачем нужно вообще делать заметки, когда можно снять видео?

Действительно? Не делая заметки, можно полностью сконцентрироваться на том, что вам говорят. Но нет ли в этом риска, что вы, зная о подстраховке, будете менее сосредоточены на материале или наоборот не отвлекает ли ведение заметок?

Бьянка Патель из Университета Северной Каролины решила проверить это и провела эксперимент. Студентов-фармацевтов предупредили, что лекция будет состоять из двух частей: первые 50 минут будет записана, и её можно будет посмотреть позже, а вторая часть не будет записываться.

Участники были протестированы на усвоение материала сразу после лекции и через неделю. Как оказалось, разницы в результатах двух этих вариантов не было.

Преимущество отсутствия необходимости делать записи состояло в том, что вы полностью сосредотачивались на том, что вам говорят, не беспокоясь о возможности освежить информацию позже. Делание же заметок заставляет вас обрабатывать информацию, думать о ней и выбирать лучший способ обобщения.

Но был и сюрприз. Зная, что можно будет просмотреть видео, студенты сделали намного больше заметок и рисунков. Это стало чем-то вроде загадки.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку