Музыка

Клаудио Монтеверди в России остается большой редкостью

Claudio Monteverdi bust in Cremona

Клаудио Монтеверди (1567 – 1643) – итальянский композитор, чье творчество лежит на границе позднего Возрождения и раннего барокко – в 2017 году отмечает большой юбилей: 450 лет со дня рождения. В пределах истории музыкальной культуры это более чем просто долгий период, в течение которого сменилась не одна парадигма мышления и творчества. Тем не менее сочинения композитора продолжают привлекать наше внимание и звучать с современных сцен. Хоть и их исполнение в России по-прежнему относится к разряду музыкальных диковин.

Что мы знаем о Монтеверди

Четыре с лишним века, ушедших с момента жизни Клаудио Монтеверди, отразились на количестве сохранившихся сведений о нем и, к сожалению, на числе сочинений, дошедших до нас в рукописях или более поздних списках.

Известно, что будучи выходцем из известного в среде музыкантов городка Кремона на севере Италии, Монтеверди с 1613 года жил в Венеции, где занимал пост капельмейстера собора Сан-Марко, возродив его былую музыкальную славу. За 10 лет до смерти он прошел обряд посвящения в священники.

Творческий стиль Монтеверди объединяет полифонию как символ уходящей эпохи Возрождения и гомофонию как одно из новаторств новой барочной музыки (в предисловии к одной из книг мадригалов Монтеверди упоминает ее как «musica moderna» – «современная музыка»). Композитор придерживался мнения, что первичен в музыкальном творчестве именно поэтический текст и только он диктует весь характер применяемых для его озвучивания музыкальных средств.

Клаудио Монтеверди. Портрет неизвестного художника, около 1597 года
Клаудио Монтеверди. Портрет неизвестного художника, около 1597 года

Основу творческого багажа композитора составили три жанровых группы сочинений – мадригал (8 книг, изданных при жизни композитора в период 1587 – 1638 гг., и 9-ая книга, издание которой было осуществлено после смерти Монтеверди в 1651 году), опера (к числу наиболее известных относятся дошедшие до нас «Орфей», 1607, и «Коронация Поппеи», 1642; около 5 опер композитора числятся в статусе утраченных) и духовные сочинения.

Шедевры Монтеверди

Наиболее известна в наше время опера Монтеверди «Коронация Поппеи». Более того, она относится к весьма немногочисленным оперным образцам XVII века, который по сей день не теряют своей ценности и ставятся в ведущих театрах мира.

Коронация Поппеи в Камерном музыкальном театре им. Покровского
Коронация Поппеи в Камерном музыкальном театре им. Покровского

«Коронация Поппеи» явилась одной из первых опер, в основу которых лег сюжет не из мифологии, а историческое событие. Либретто было создано на основе ряда исторических источников (Тацит, Светоний, Дион Кассий), повествующих о судьбе знатной римлянки Поппеи, которая из статуса любовницы императора Нерона переходит в статус его супруги (опера охватывает только это событие из жизни Поппеи, умалчивая о драматической смерти беременной женщины от рук супруга-императора впоследствии).

Свидетельства современников говорят о большой пышности первой постановки и упоминаются о некой «летающей машине» и «чудесных переменах сцен». Нельзя не отметить, что после постановки 1643 года в Венеции опера была возобновлена в 1651 году в Неаполе – для XVII века данное событие носило беспрецедентный характер, так как традиции повтора музыкальных сочинений не было. Далее «Поппея» замолчала на более, чем 250 лет и лишь в начале XX века была представлена в Париже в виде отрывков. В Россию опера пришла лишь в 1998 году в постановке Бориса Покровского в Камерном музыкальном театре.

Другое не менее знаменитое сочинение Монтеверди – «Вечерня Пресвятой Девы» (в ряде источников название дополнено именем Марии, однако не исключена возможность вариативности литургии и ее приспособления к исполнению с другими женскими именами в иные праздничные дни церковного года). Сочинение относится к 1610 году и является одним из крупнейших литургических произведений добаховской эпохи (общее звучание достигает полутора часов).

Исполнение сочинения требует нескольких солистов, хорового коллектива и инструментальный ансамбль, состав которого композитором в традициях его времени точно не оговорен, однако выделены партии двух солирующих инструментов – скрипки и корнетти (деревянный духовой инструмент XVII века, принцип звукоизвлечения которого сходен с современными медными инструментами).

Премьера «Вечерни» в России состоялась в 2014 году. К 450-летию Монтеверди она вновь прозвучит в Москве 30 октября 2017 года в Концертном зале им. Чайковского в исполнении бельгийского ансамбля COLLEGIUM VOCALE GENT.