Как менялась иммиграция в Испанию, и что это дало экономике?

Не так важно, как менялась география эмигрантов в Испании по регионам, как важна тема иммиграции в Испанию как таковая. Испанская печать наводнена обзорами, анализом, опросами общественного мнения относительно полезности и целесообразности внешней эмиграции в Испанию (приездом тех, кого принято называть иммигрантами или мигрантами).

Испанское общество волнуют две темы: не происходит ли в Испании то, что мы наблюдаем в Италии (отторжение Одной Италии — большей части населения — от Другой Италии, стоящей на защите прав иммигрантов). Нечто подобное происходит в соседней Франции и более отдалённой Германии.

В рамках небольшого эссе не представляется возможным показать всю динамику изменений по автономным областям Испании, её волнообразность и насыщенность теми или иными этносами этих испанских регионов. Но приведу пример: север Испании (если брать за основу границы 1998 года: Астурия, Кантабрия, Страна Басков) менял своё лицо неоднократно. Сюда приезжали французы (в массовом порядке, как экономические гастарбатеры), марокканцы, румыны, представители нескольких латиноамериканских стран (Эквадора, Венесуэлы, Кубы, но больше, чем все остальные — Колумбии).

СМИ наводнены картинками, где по годам показано в цвете, как менялось разноцветье испанской карты — по регионам разными цветами даются «волны» различных этносов и народов, которые мажоритарно в качестве эмигрантских потоков заселяли ту или иную испанскую провинцию, ту или иную испанскую Автономию.

Я поясню, для чего я это всё рассказываю. Ни у одного из регионов, ни у одной из испанских провинций не было так, чтобы на протяжении десятилетий туда шёл бы один и тот же поток, направлялась бы одна и та же «иммигрантская струя» — будь то французы, марокканцы, румыны или жители Эквадора.

Страна за эти годы (за последние 40 лет) превратилась в своего рода тигель, плавильный котёл, в котором иммигранты из Азии, Африки, Латинской Америки и Европы компактно расселялись во всей Испании и трудились бок о бок с местными жителями — испанцами. Несмотря на появляющиеся время от времени сообщения о небольших локальных местных недоразумениях, общая картина «сосуществования» двух частей общества — иммигрантов и собственно испанцев — была безоблачной.

Каждый занимался своим делом: иммигранты зарабатывали деньги для своих родственников и отправляли им большую часть своих накоплений (но оставляли значительную часть накопленных благ и добавленной стоимости в испанской казне), а испанцы получали хороших стоматологов, преподавателей ВУЗов, работников малого бизнеса и персонал муниципальных предприятий ЖКХ.

Всё шло как будто бы гладко, и в целом картину можно было бы назвать спокойной, комфортной и благостной. Однако в последнее время, особенно на юге Испании (в Андалузии, Валенсии и других автономных областях) раздаются голоса о том, что иммигранты создают ряд неудобств и что местные граждане недовольны пришельцами.

Создаётся впечатление, что СМИ Испании, пытаясь отследить и проанализировать новые тенденции, хотят «поднять на гора» какой-то результат с тем, чтобы дать некий совет или придать какой-то ракурс в разрешении, возможно, назревающего конфликта наподобие тех, которые происходят в соседних странах ЕС.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку