К середине XXI века энергетическая схема мира изменится

Мы живём в интересную эпоху — эпоху, когда меняются глобальные тренды энергетического рынка. Прежняя схема энергетического расклада мира трансформируется, и шаг за шагом к 2035 году нефть уходит на второй план, а на первый план выходит газ. Ожидается, что к 2050 году газ станет определяющим энергетическим ресурсом. В то же время, рынок нефти также трансформируется, и особое внимание инвесторов уже привлекают новые технологии и трудноизвлекаемые запасы.

Об изменениях энергетического расклада на Российской Энергетической неделе сообщил никто иной как Министр энергетики РФ Александр Новак, подводя итог заседания министров энергетики стран-экспортеров газа. На мероприятии был рассмотрен ряд вопросов, касающихся обзора газовых рынков, и министрам презентовали глобальный обзор до 2050 года. По словам Новака, в процессе обсуждения все сошлись во мнении, что роль газа в мировом энергетическом балансе вырастет с 27 до 34% к 2035 году. Что касается трендов, то рынок будет монополизироваться, на нём будет нарастать конкуренция и кратно вырастет доля потребления сжиженного газа. 

С укреплением в энергетике доли сжиженного газа, на фоне внедрения новых технологий, этот рынок всё больше будет напоминать рынок нефти. Сегодня его потребляют примерно 40 стран, но в перспективе количество стран-потребителей будет расти; изменится и отраслевая карта потребления. Крупнейшим потребителем станет транспорт, поскольку увеличится доля газомоторного топлива. 

Что касается трансформации нефтяного рынка России, то основные тренды — это внедрение цифровых решений и внедрение новых технологий, способных сделать трудноизвлекаемые запасы нефти рентабельными.

«Самая востребованная технология — это цифровые макеты заводов, производств или продукции. Использование «цифрового двойника» ведёт к снижению риска при натурных исследованиях,  — рассказал Олег Теплов (ВЭБ-инновации). — На втором месте — облачные технологии вычислений. Те, которые широко используют такие мировые гиганты, как Шелл и Тоталь. Главный инструмент — это искусственный интеллект и решения вокруг него. На эти инструменты нужно направить инвестиции и компаний, и платформ».

К середине XXI века энергетическая схема мира изменится

Инвестиции в это направление уже сейчас пошли, их стали делать как государство, так и нефтяные гиганты и даже сервисные компании (по меткому выражению Вадима Яковлева из компании Газпром-нефть, «основной доход там, но они редко инвестируют в новые технологии«). «Должны быть инвестиции в разработчиков», — подчеркнул Кирилл Комаров (Росатом), говоря о том, что сегодня рынку требуются «новые, может быть, ещё не существующие в мире решения».

Что касается государства, то у него есть для этого ресурсы и желание. «Будет создаваться пул перспективных технологий, а затем стыковаться с покупателем», — пообещал Андрей Терешок (Минэнерго). По его словам, методы поддержки и стимулирования внедрения новых технологий разработаны, они будут разными, но действующими на едином принципе. Например, налог на доход в системе поощрений построен так, что разные месторождения будут иметь сопоставимую норму доходности.

Но государство — государством, его поддержка значима, но не покрывает всех потребностей рынка. У остальных же есть желание инвестировать в новые технологии, но налицо недостаток финансовых инвестиций — например, об этом говорит Вадим Яковлев.

Неудивительно, что участники рынка нефти задумываются о развитии новых разработок посредством привлечения частных инвестиций, венчурных фондов, наподобие тех, что пережили расцвет во время сланцевой революции США (до сих пор там разработку финансирует около 50 фондов). В России сейчас этим занимаются всего два частных венчурных фонда; стране нужны новые фонды, ведь трудно извлекаемые запасы — это капиталоемкий проект.

Что сдерживает внедрение новых технологий в нефтяной отрасли нашей страны? Недостатки регулирования и стабильности. Компании боятся применять технологии, потому что если что-то пойдёт не по плану после внедрения, штраф способен разорить любую компанию. «Да и крупные сервисные игроки не знают, что с ними будет через несколько лет. Нужна более чёткая картина будущего», — говорят участники рынка.

Когда именно новые технологии получат наибольший режим благоприятствования — по-прежнему остаётся за кадром. Но процесс пошёл, и рынок нефти, подстёгиваемый грядущими изменениями энергетического рынка, будет вынужден ускорить трансформацию и вставать на инновационный путь.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку