Авто, Топливно-энергетическая промышленность

К 2050 году Германия станет лидером водородного топлива

Водородное топливо

Планы Германии по диверсификации источников топлива и по переходу на зелёную энергетику приобрели не только очертания, но и бюджет. Заявленная ещё в марте 2020 года амбициозная доктрина лидерства в “зелёном” водороде уже получила финансовые возможности размером в 9 миллионов евро, 7 из которых будет освоено внутри Германии, 2 – вне страны. Как пишет Les Echos, Министр экономики Питер Альтмайер обещает представить национальную подробную стратегию до конца 2020 года, общий бюджет которой составит 130 миллиардов евро.

Стратегии Германии по энергетическому переходу (Energiewende) подразумевают полный отказ от углеводородов к 2050 году, и вывод ведущей европейской экономики в лидеры зелёной энергетики. Основная цель плана немецкого правительства – замена углю. При отсутствии ветроэнергетики и солнечной энергии у Германии нет другого выхода, кроме использования ископаемого топлива (потребление угля – 38% потребления электроэнергии в Германии), и лишь водород позволит обойтись без него начиная с 2038 года.

Одной из задач для Германии будет использование избыточной возобновляемой энергии (доля возобновляемых источников к 2030 году возрастёт с 40%  до 65%).

Производство водородного топлива сегодня обдумывается в разных странах мира, в том числе, во Франции. Но большая часть используемого сегодня водорода производится путем риформинга природного газа, который также выделяет много углекислого газа (CO2). А “зеленый” водород, который возьмёт на вооружение Германия, извлекается из воды электролизом (через электрический ток, проходящий между двумя электродами в резервуаре с водой, молекулы воды разрушаются для получения водорода с одной стороны, кислорода – с другой). Это еще очень энергоемкий процесс, но немцы планируют серьёзно вложиться в технологии, а в качестве ресурсной базы использовать поставщиков из африканских стран.

Дело в том, что для производства водородного топлива потребуется рост производства энергии ветра и солнца. Первичные вложения пойдут в мощности возобновляемых источников энергии (например, ветряных электростанций).

Для начала перехода на “зелёный” водород, Германии потребуется развить производство возобновляемых источников, например, ветряных электростанций

Питер Альтмайер признал, что для достижения целевых показателей CO2 стране будет необходимо наладить поставку водорода на основе возобновляемых источников из ветро- и солнечноэнергетических стран. Министр развития Герд Мюллер упомянул о “водородном союзе” с Марокко и планах строительства Германией в африканской стране первого водородного завода на континенте (источник: DW). Инвестиции за рубеж, в Африку и некоторые европейские страны, составят 2 миллиарда евро.

В Германии крупнейший в мире завод по электролизу водорода мощностью 100 мегаватт появится в Гамбурге, Центр исследований водорода – в Баварии. В работе последнего примут участие автопроизводители Audi и BMW, компании Siemens и Bayernwerk. В стране появится крупнейшая в мире водородная сеть протяженностью около 5900 километров. H2 Startnetz 2030 будет поставлять энергию для 30 проектов внутри страны и в Нидерланды.

Производство “зелёного” водорода в Германии достигнет 5 гигаватт (ГВт) в 2030 году, и 10 гигаватт (ГВт) в 2040 году. Водород обеспечит к 2050 году 10% энергетической потребности экономики.

На заседании Кабинета Министров министр экономики Германии Петер Альтмайер заявил, что план “Зелёный водород” состоит в том, чтобы использовать эту энергию там, где она имеет наибольшее значение и где её предстоит приобрести наибольшее влияние. Речь идёт о применении “зелёного” водорода на электростанциях, в тяжелой промышленности, в отопительном и транспортном секторах. Например, его будет использовать немецкий сталелитейный гигант Thyssenkrupp, а поставщиком станет крупнейшая коммунальная компания страны RWE (источник: Reuters).

Автомобили на водородном топливе также займут своё место в национальной стратегии Германии. Они уже начали выпускаться как пилотные версии, но вскоре эти средства передвижения должны быть доступными по цене благодаря стимулированию их производства со стороны правительства (промышленники призывают скорректировать налоги и сборы на электроэнергию, что, вероятно, и будет сделано). Уже в 2022 году Германия планирует произвести 60 тысяч машин на водородном топливе.

Подписаться на рассылку