Автомобили

К 2020-2025 годам в России 5-10% машин будут электрическими

Eliica concept. Photo: Wikipedia

Новые виды транспорта не минуют Россию. Они нашли поддержку на самом высоком уровне и зафиксированы в «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской федерации на период до 2025 года», текст которой выложен для обсуждения на сайте Министерства экономического развития России (Минэкономики).

Идея создать Стратегию развития автомобильной промышленности возникла в 2009 году, после того, как правительство увидело стремительное сокращение выпуска автомобилей, произведенных в России. Первая Стратегия возникла в недрах Минпромторга в 2010 году и описала развитие отрасли до 2020 года. Первый её этап «Формирование базы устойчивого долгосрочного инновационного развития автомобильной отрасли» завершается в 2017 году. Второй этап – 2018-2020 гг – «Обеспечение конкурентноспособности в условиях интеграции в мировой рынок». На этом этапе заканчиваются соглашения о промышленной сборке, снижаются пошлины и им на смену должны прийти новые инструменты. Изначально предполагалось, что на рубеже этих этапов Стратегия должна быть пересмотрена.

В разработке новой Стратегии приняли участие два министерства – Минэкономики и Минпромторг, Государственный научный центр НАМИ и консалтинговая компания МакКинзи (McKinsey & Company). Во вступлении к тексту новой Стратегии говорится о том, что старая выполнила свою задачу, совершив «переход от страны-импортера подержанной автомобильной техники к стране с развитым сборочным циклом»:

  1. Сегодня в автомобильной отрасли РФ занято 3.5 млн человек.
  2. 61% автомобилей производится в России с использованием более 50% российских компонентов. Российское производство на глобальных платформах автопроизводителей.
  3. 29% легковых автомобилей спроектировано на основе российских платформ.
  4. 10% легковых автомобилей собирается в России на основе контрактной сборки.

Что касается новой Стратегии развития автопрома до 2035 года, то перед отраслью теперь ставятся более «высокотехнологичные» задачи:

  1. Обеспечение российскими автопроизводителями не менее 80% внутреннего спроса + экспорт не менее 12% произведенных автомобилей;
  2. Расширение производства автокомпонентов в России;
  3. Повышение инновационной составляющей в новых российских автомобилях, с параметрами развитых стран. Особый акцент сделан на дистанционных системах обмена данными (ЭРА-ГЛОНАСС, например) и подключаемости автомобиля к сетям (Интернет и тп.).
  4. Адаптация к тому, чтобы к 2020 году оказывать господдержку только для инновационных: продуктов автопилотирования, подключаемости и электромобилей.

Что касается господдержки.. В 2017-2020 гг она останется на прежнем уровне, будет сегментирована, но методы останутся прежними. Для автопроизводителей, работающих на экспорт, будет предложена долгосрочная проектная господдержка – им предстоит увеличить поставки в полтора раза.

Что касается количества производимых в России автомобилей, то к 2025 году оно должно составить 2.1-2.2 млн легковушек (2.5 млн всего). С одной стороны, учитывая, что глобальные автопроизводители построили в России автозаводы с мощностью 3.2 млн автомобилей – это вполне реально.

Но приобретение продукции автомобилестроения, насколько известно, предполагает наличие денег у потребителей. В 2016 году россиянам хватило денег на приобретение только на 1.4 млн новых автомобилей. Не говоря уже о возможностях приобретения высокотехнологичных (более дорогих) моделей. По итогам 2017 года ожидаются продажи 1.5 млн машин. В Стратегии увеличение продаж связывается с медленным, но неуклонным восстановлением покупательной способности населения России, которое в 2020 году сможет купить 1.7 млн легковых автомобилей, а в 2025 – 2.21 млн.

Правительство также ожидает увеличения доли высокотехнологичных машин: автопилотов, на новых видах топлива, электромобилей и тп. Планируется, что с 2026 года системы автономного вождения будут устанавливаться на массовых марках, а в 2025 году в российских продажах новые виды автомобильной техники займут уже 5-10%.

 

Источники: Russian Ministry of Economy, Nami, Ministry of Industry