Из века в век Россия и Армения

Из века в век Россия и Армения

Сегодня, когда мир вновь накрыла пандемия и не отступает, и наше вынужденное уединение ищет выхода, и развлечения не так уже и развлекают, — особенно дорого творчество, наполненное добротой, любовью и сопереживанием сердца.

30 октября 2020 года в Концертном зале им. Н.Я. Мясковского Московской консерватории прошёл концерт под названием «Из века в век Россия и Армения» с участием замечательного пианиста, доцента Московской консерватории Александра Малкуса (фортепиано) и многократного лауреата международных конкурсов певицы Марлены Мош, исполняющей песнопения Армении в редких древних традициях. Её репертуар включает и творения Г. Нарекаци, Саят-Нова, Комитаса.

В исполнении А. Малкуса рояль звучал ярко, мощно, проникновенно, одаривая зал вневременной и уникальной красотой произведений русских и зарубежных композиторов: А. Аренского, Н. Мясковского, А. Миловидова, Д. Шостаковича, В. Дукельского, А. Муравлёва, Р. Щедрина, И. С. Баха.

Помимо своего блистательного сольного выступления А. Малкус показал себя и как чуткий аккомпаниатор в ансамбле с Марленой Мош, которая исполняла песни Армении столь тонко, живо и трепетно, что слушатели невольно погружались в атмосферу этой удивительной, солнечной страны, с её простым, душевным отношением к природе, любви, печали и радости бытия.

Содержание песен отражало самые разные грани чувств, свойственных армянской душе, армянскому народу. Вплетённые в уникальную, непредсказуемую вязь древних национальных мелодий, они вызывали особый интерес оригинальностью и сердечностью исполнения.

Творческое единство этой пары – единство русской и армянской музыкальной культуры дарило слушателям в этот вечер свои удивительные плоды, от которых сердца наполнялись волнением, сопереживанием и восхищением.

ЭВ: Ваш голос своей оригинальностью, утончённо-ровным звучанием напоминает национальный армянский духовой инструмент дудук. В вашем репертуаре преимущественно звучал композитор Комитас? Чем он вам близок? И чем на ваш взгляд он чарует слушателей?

Марлена Мош: Мелодии армянских песен, которые я пою, очень древние. Композитор Комитас слушал одну и ту же мелодию у разных слоёв населения, а затем воссоздавал эту песню подобно археологу, выкапывающему древние музыкальные творения. Он основоположник музыкальной армянской школы и воссоздал многие армянские песни в их первозданном виде. Родившийся в Турции, он собирал турецкие народные песни. Армянскую же музыку Комитас очищал от множества наслоений других народов, так как армяне долгое время находились под игом Персии, Турции и других народов.

В древности Армения была очень большой, поэтому её песни требуют широких пространств, а у России есть такие пространства. Поэтому в России их хорошо принимают. Песни, они как птицы… Им нужны пространства, чтобы можно было лететь. Поэтому я с Александром Малкусом и другими музыкантами часто сочетаем в наших выступлениях классическую русскую музыку с армянскими песнопениями. В них необычная древняя экзотическая мелизматика, которая включает такое соотношение, чтобы их было не больше и не меньше для выражения невыразимого духовного смысла. Интересно, что в такой мелизматике нет подражания западной стилистике, которая сейчас повсюду используется. Здесь мелодия развивается непредсказуемо. Я пою в древнем первозданном стиле, может быть немножко и в восточном, но это христианский стиль. Когда их поёшь, представляются горы с бегущими ручьями, солнечные долины и это всё передаётся внутреннему зрению и легко ложится на сердце слушателей.

ЭВ: Среди этих чудных песнопений вы исполняли песню Григора Нарекаци. Чем он вам интересен?

Марлена Мош: Григор Нарекаци — композитор 11-12 века. Он писал сам и музыку, и слова. Мне он интересен тем, что очень простым языком рассказывает о великом, повествует, как Царь и Бог Иисус Христос спускался с гор Араратских в Иерусалим. Он описывает жизнь просто и естественно, как сказку: спускается Богочеловек в телеге, рядом где-то играют дети… Вдруг испортилось колесо… Кто-то подбежал, быстро починил, и оно снова крутится… Телега въехала в Иерусалим… Это звучит как хвала, слава Иисусу Христу… и это звучит как легенда, как сказание.

ЭВ: В чём актуальность таких песен в наше время?

Марлена Мош: Они связывают наше время с прошлым. Доносят оттуда золотую нить того ценного, что было в детстве, когда мы были ближе к Богу, к природе, к чистоте. В сложность и суету нашей современной столичной жизни эти песни привносят ту детскую светлую непосредственность, которая забыта и в которой мы во все времена так нуждаемся. Они кажутся простыми, но с музыкальной и исполнительской стороны они очень непростые. Здесь сложная мелодия, хотя она и полётная, лёгкая. Когда любишь песню, её мелодию и проникаешься тем, что поёшь, это передаётся слушателю, кажется ему простым и легко подхватывается… Для певца это важно: вдохновение усиливается и поётся с большей отдачей.

ЭВ: Ваша необычная краска голоса, лёгкое переключение его регистров создают впечатление перемещения в пространстве (с вершины горы – в долину… птицей, ветром, ручьём…) Голосом можно творить пространство!

Марлена Мош: Да.. да.. В Карабахе точно такие большие пространства, горы, долины, ручьи…

ЭВ: Одна из песен Комитаса, написанная им самим относилась к геноциду армян и была печальной «Песня обездоленного странника», почему вы её выбрали?

Марлена Мош: Она мне очень нравится своей глубинной скорбью и отражает происходящие с моим народом сегодня. Песня начинается словами: «Моё сердце похоже на рухнувший дом… В нём поселятся дикие птицы…» Но конец там светлый, с призывом: «Не держите мрака в сердце!». Когда я перевожу песню, я всегда хочу оставить в ней «свет в конце туннеля», который там есть, и присущ песне. Одно и то же, ведь, можно сказать по нисходящей и наоборот.

ЭВ: Потому и звучат песни, которые вы поёте по юному свежо, светло, подобно свежему ветру и солнечному свету. А что вы думаете, как певица, как женщина, как мать и жена, о том, что можно сделать, чтобы прекратить кровопролитие в Карабахе? Как можно, по-вашему, решить этот конфликт?

Марлена Мош: То, что сейчас происходит в Карабахе, это трагедия. Мои родственники, как и многие, вынуждены были ухать оттуда в Ереван. Они остались без дома, без ничего. Это несколько семей с детьми, старыми родителями. На три семьи пятеро детей, и они, слава Богу, успели спастись. Сейчас всех мужчин в Карабахе призывают на войну. Они все между жизнью и смертью.

У Армении очень маленькая земля. Две трети Армении находятся в чужих руках, эту часть земли забрали. В 2015 году людей прогнали, совершили геноцид, и если бы не Россия, эту маленькую оставшуюся часть тоже бы отняли. Но Россия помогла ей сохраниться. Я думаю, что без России Армения сейчас просто не обойдётся. Карабах тем более. Наша земля, подобно Крыму, была автономной, и как он был подарен Украине, так и эта часть древней армянской земли – Карабах (Арцах) – Азербайджану, который считает, что раз подарили, то эта земля теперь и его собственность. Крым, к счастью, снова был присоединён к России.

Одна из моих песен, которую я пела, — она на карабахском наречии, ещё с тех древних времён, когда Армения была большой и целостной. В моём сердце скорбь, потому что там сейчас разрушают храмы, уничтожают памятники, и всё для того, чтобы стереть память поколений. Это очень горько! В Советское время мы не различали национальностей. Мы были все советским народом, жили как в большой семье. Но я с детства знала, что турки совершили геноцид и что азербайджанцы — не турки. Но сейчас их спровоцировали и направили против нашего народа. Я очень сопереживаю тому, что творится и у нас, и у них. Карабахцы – это очень пророссийские люди. Они всегда были душою близки к России и всегда были за Россию. А теперь их истребляют.

ЭВ: Какой же всё-таки выход видите лично вы?

Марлена Мош: Как разнимают двух разъярённых борющихся людей, которые не могут оторваться друг от друга? Их надо просто растаскивать! Если говорить о помощи, Азербайджану помогает Турция. Я представляю только силовой метод, чтобы прекратить эту борьбу. И здесь вижу только помощь России.

ЭВ: Но это не решит проблему. Нужен же баланс сосуществования. Что дальше?

Марлена Мош: Если разделить на части и что-то уступить, то борьба снова вернётся. Это будет как замороженный конфликт. В Карабахе уже погибло очень много людей. Рано или поздно начнётся то же самое. Мне кажется, что самое лучшее было бы, если бы Карабах стал российским, как в советское время. Если это возможно, Россия сказала бы: «Я защищаю Карабах и беру эту территорию себе. Это будет моя автономная область.

ЭВ: Тогда нужен референдум?

Марлена Мош: Но там нет уже жителей, они убежали! Как его можно совершить в таких условиях?

ЭВ: Но Россия не имеет права вмешиваться!

Марлена Мош: Это моя мечта! Азербайджанцы напали на мирных жителей, там были погромы! Всё это оттого, что СССР распался. После распада все потихоньку угомонились. Из Баку переехало много армян в Карабах, Россию и Армению. Каждый переехал куда мог. В Карабахе после такого массового переселения в основном живут армяне. И вот на мирных жителей напали! Нам нужна помощь России, потому что с другой стороны Турция снабжает и подталкивает агрессивное руководство Азербайджана. Нам очень нужен сильный помощник. Мы очень хотели бы, чтобы как Осетия, как Абхазия — мы были с России. С нашим геополитическим положением невозможно быть независимой страной. Многие армяне хотят жить как в Швейцарии, но это невозможно, т.к. эта страна сама в Евросоюзе. Они защищены. Армяне же, без братской помощи, беззащитны. Я всегда так думала и чувствовала. Моя профессия артистическая, музыка соединяет всех, и я за единство, содружество и взаимопонимание, и, много общаясь, я знаю точно, что карабахские армяне очень любят Россию и очень хотели бы быть вместе с нею и под её крылом.

ЭВ: Мы все тоже очень надеемся, что выход будет найден. Будем все молиться!

P.S. 10 ноября 2020 года в 00.00 при содействии России заключено Мировое Соглашение по перемирию враждующих сторон. Со стороны России в Карабах введены миротворцы.

Беседовала Нина Яхонтова

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку