Историю советского спорта в пластике показывает Третьяковка

Историю советского спорта в пластике показывает Третьяковка

Накануне Чемпионата мира по футболу 2018 (ЧМ-2018) многие российские музеи предлагают экспозиции, посвященные истории советского спорта. Не осталась в стороне и крупнейшая коллекция русского искусства — Третьяковская галерея открыла свои запасники и сформировала тематическую скульптурную экспозицию «Футбол и не только» на Крымском валу.

Тема выставки — советская скульптура, посвященная спорту и спортсменам, в основном охватывающая период с 1930х по 1980е годы. Она отражает уникальное явление, начавшее формироваться в 1920е годы, и в указанный промежуток времени переживавшее свой расцвет.

Если в царской России спорт был прерогативной обеспеченных слоёв населения, имевших время и возможность уделять время тренировкам, то в социалистическом устройстве общества к нему получили доступ и народные массы. Образами таких здоровых и сильных советских людей вдохновлялись скульпторы советской эпохи.

З.И. Трегулова открывает выставку "Футбол и не только"
З.И. Трегулова открывает выставку «Футбол и не только»

Культурно-политический журнал «Э-Вести» поинтересовался у куратора выставки Ларисы Бедретдиновой, кто был заказчиком спортивных скульптурных изображений: «Заказчиком здесь, как всегда в советское время, в основном выступало государство, — рассказала она. — Во-первых, строились стадионы: Водный стадион Динамо, стадион в Черкизово, и им требовались крупные скульптуры. Во-вторых, маленькие вещи тиражировались. То есть, была скульптура, которая жила в квартирах советских людей. Некоторые проекты не понятно для чего предназначались.

Экспозиция "Футбол и не только" рассредоточена по залам выставочного пространства
Экспозиция «Футбол и не только» рассредоточена по залам выставочного пространства

Скульптура Дейнеки, например, предназначалась для какого-то общественного пространства». Александр Дейнека — крупнейший из мастеров жанра, работы которого получили широкое признание в России и за рубежом. «Для него, — пояснила Лариса Бедретдинова, — было очень важно уловить дух современности. На этом строились его концепция и художественный язык. В основе этого искусства была задача передать активность, движение, он искал как передать ощущение полета. У него интересный подход, например, к симметрии».

"Гипсовый соцреализм" воспет на выставке "Футбол и не только" в Третьяковской галерее
«Гипсовый соцреализм» воспет на выставке «Футбол и не только» в Третьяковской галерее

Помимо работ А.А. Дейнеки, на выставке в Третьяковской галерее можно видеть работу П.В. Кузнецова «Пушбол», А.Н. Самохвалова «Девушка с ядром», И.Д. Шадра «Прыжок с веслом» и других авторов. Последняя работа — один из первых эскизов заглавной композиции группы, украсившей место культурного отдыха и просвещения трудящихся Парк Горького и ставшей эталоном «гипсового соцреализма».

Воспевание пластической истории советского спорта продлится в Третьяковской галерее на Крымском валу до 9 сентября 2018 года.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку