Культура и искусство

Кто мы? Рецензия на фильм “Интервью с Богом”

Кто мы? Рецензия на фильм "Интервью с Богом"

Да, непростая это задача разговаривать со Вседержителем напрямую, да ещё средствами кинематографа. Уже само название фильма “Интервью с Богом” Пэрри Лэнга, выходящего в российский прокат 17 января 2019 года, говорит о той непосильной, поистине амбициозной задаче раскрыть тему значения Веры в жизни человека.

В современном мире от Москвы до Куала-Лумпур, от Барановичей до Адис-Абебы все народы объединены одной единой идеей поиска Бога и Веры в каждом из нас. Независимо от того, называет ли себя человек христианином, агностиком или атеистом, он на самом деле от рождения до смерти движим всего-навсего одной идеей – идеей искупления грехов, и, в конечном счёте, идеей Спасения, вхождением в Царство Небесное.

Понятно, что все люди и то, и другое понимают по-своему. Речь сегодня ведётся нами не о второстепенных вещах (кто как это понимает), а о сути вопроса, о содержательной части этой поистине самой значительной темы в жизни любого здравомыслящего человека.

Сам по себе фильм можно обсуждать долго и нудно: какова форма, каково содержание, какова игра актёров Брентона Туэйтса и Дэвида Стрэтэйрна, каков сценарий, какова, в конце концов, сверхзадача, поставленная авторами фильма. На всё это у нас есть своё видение и своё понимание каждой из этих позиций.

Если мы пойдём по пути подробного и обстоятельного анализа и комментариев всех аспектов этого кинематографического произведения, то мы неминуемо впадём в ту крайность, которой мы как раз и хотим избежать. А именно: свести большой и масштабный разговор о Вере и морально-этических нормах, царящих в современном мире, к тому, что мы называем техническими аспектами проблемы, но не её сутью.

Вот ведь в чём дело. Важнее, чем содержание фильма и форма подачи материала – сама постановка вопроса сегодня о том, что такое Человек и то, что философы последних ста лет ставили перед собой как сверхзадачу – ответ на вопрос “Кто мы?”. Вот это самое “Кто мы?”, содержащее вопросы “Зачем мы?” и “К чему мы?”. Зачем пришёл человек на эту бренную Землю, что он должен оставить после себя, и куда он уходит?

Понятно, что на главный вопрос в фильме “Интервью с Богом” ответа нет, и быть его не могло. Но уже сам факт постановки этого вопроса в повестку дня и обсуждение его заслуживают глубокого (подчеркну: глубочайшего) уважения и слов искренней благодарности.

Меня, как и всех людей на Земле, всегда волновала и волнует эта тема, поскольку до конца невозможно ответить ни на один из этих вопросов. Поиск ответа будет продолжаться у каждого из нас, и будет продолжаться до тех пор, пока в груди стучит сердце и дыхание не остановилось.

Достоевский сказал: “Русский человек без веры не существует” (на самом деле, автор “Преступления и наказания” сказал сильнее: “Русский человек без веры – дрянь”.  Я позволил себе авторскую интерпретацию мысли великого русского писателя не случайно. Мы знаем случаи, когда русские люди теряли Веру, но назвать их последним словом язык не поворачивается, потому что они заслуживают не отторжения, и, конечно, не наказания, а глубокого сожаления и, как сказали бы священники, за них надо горячо молиться).

Вера нужна всем. Без Веры невозможно жить, потому что нет системы, нет космовидения, нет возможности отделять добро от зла, белое от чёрного, овец от козлищ, зёрна от плевел. Человек путается в своих собственных неясных желаниях, поскольку у него нет цели. Монтень говорил: “Нет ветра в парусах кораблю, который не знает, куда плыть”. Я бы, в свою очередь, сказал сильнее: “Человек должен обладать такой системой духовных ценностей, которая бы в конце жизни дала бы ему силу верить, что жизнь – это дорога в рай”. Другими словами, человек не может бояться смерти по той причине, что за границами жизни его будет ждать ещё лучшая жизнь.

В фильме “Интервью с Богом” я увидел то, что я не видел ни в одном фильме, поднявшем вопрос о Вере, а именно вопрос о том, что такое Бог в каждом из нас, каждый день и всегда.

Вы, наверное, обратили внимание, что в одном из диалогов (кажется, во втором) между главными героями прозвучала следующая мысль: один из собеседников спрашивает другого, помнит ли он, в какой момент и при каких обстоятельствах христиане перешли от следования 10 заповедям Моисея к признанию всего лишь 6 из них? Очень интересный, поистине нестандартный взгляд автора фильма на эту серьёзную тему. О чём идёт речь?

Да, действительно, в Ветхом Завете говорится о 10 заповедях Моисея (мы их помним и знаем, не место их повторять – да-да, это “не убий”, “не укради” и т.д.). В Новом Завете – в  Евангелии, по мнению автора фильма, христианский мир следует 6-ти из них, как бы опустив 4 – те, которые касаются непосредственно Бога. У нас остались 6 “человеческих”, назидательных заповедей – те, что обращены непосредственно к человеку, а не к его связи с Богом.

Любопытно, какую интерпретацию даёт один из собеседников этому так называемому переходу христианства из одного состояния Веры в другое.

Я же хочу подчеркнуть, что мы и сегодня живём в основном по евангелическим, а не ветхозаветным заповедям. Вопрос: почему это так? Что произошло, какие могли произойти тектонические изменения в сознании человечества, чтобы мы перешли из одного качественного состояния миросозерцания к другому?

Если верить учёным, то Вера не претерпела сколько-нибудь серьёзных изменений в человечестве за последние 5’000 лет. Тогда что же произошло? А вот что: по всей видимости, на рубеже трёх-двух тысяч лет тому назад человечество, сделав некий социально-экономический скачок в своём развитии, получило качественно новое отношение к Вере и к своим собственным духовным ценностям: стало понятно, что без Веры человек жить просто не способен, и она для него столь же естественное состояние, как дышать и осязать. А безверие, а тем более борьба с Верой – это не что иное, как мракобесие, проявление обскурантизма и, попросту говоря, античеловеческие и асоциальные явления, предмет изучения о которых и забота о них – удел медицины.

Таким образом, Вера – эта та константа, которая ведёт и строит не только жизнь человечества, в том числе и повседневную, но и даёт ей заряд, импульс, мотивацию к последующим достижениям, и, в конечном счёте, к общечеловеческому и глобальному прогрессу.

Вера может быть у всех разная. Она может быть разной и по силе присутствия её в человеке. Но ясно одно: она всё равно должна присутствовать в миноритарном ли, мажоритарном ли виде, но она должна быть. Без неё человек перестаёт быть человеческой особью. У него нет сколько-нибудь значительной перспективы.

Вот этими словами, на этой оптимистической ноте я бы хотел закончить свой отзыв-размышление на тему фильма “Интервью с Богом”, заключив его лишь одним: фильм надо посмотреть, он, безусловно, достоин этого. Спасибо авторам, они очень старались.