Выставки

Инсталляции четы Кабаковых освоили Третьяковскую галерею

Инсталляции четы Кабаковых освоили Третьяковскую галерею

Музей современного искусства в Тулузе, английский Тейт Модерн, петербургский Эрмитаж, теперь Третьяковская галерея на Крымском валу… Сегодня никого не удивишь инсталляциями и размышлениями, противопоставляющими концептуальное искусство традиционному, но становится как-то не по себе, что один из его родоначальников – советский по происхождению художник Илья Кабаков – представлен в такую ширь и с таким размахом в пространстве, ещё помнящем ретроспективу Айвазовского и Верещагина.

Первое, что приходит в голову – это вопрос о том, не много ли крупнейший музей русского искусства выделил для инсталляций? Устроители выставки “Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех” создали экспозицию в соавторстве с упомянутыми выше мировыми галереями, но сделали её более масштабной, чем в каком-либо ином музее. Достаточно сказать, что 18 музеев привезли свои ценные нонкомформистские приобретения (иные из работ Кабакова стоили миллионы долларов, он – один из самых кассовых художников направления). Стоит отметить, что для Третьяковки эта выставка Кабакова не первая.

На этот раз посетителю подготовлено немало информации, в том числе биографического содержания. Стенд, испещренный фотографиями из семейного архива Илья Кабакова, рассказывает нам о становлении художника и формировании его взглядов вплоть до последнего периода, творчество которого отмечено союзом с племянницей и женой Эмилией Кабаковой. Конечно, ни одна биографическая заметка не способна пролить свет на то, почему всё же художник решил встать в оппозицию к советской культуре и присоединиться к нонкомформизму, но попытка сделана…

Посещение выставки Эмилии и Ильи Кабаковых рассказывает и показывает их жизнь и творчество
Посещение выставки Эмилии и Ильи Кабаковых рассказывает (и показывает) об их жизни и творчестве

Выпускник Суриковского художественного института, безусловно, был знатоком рисунка и владел техниками и живописными приемами. Об этом красноречиво свидетельствует и раздел раннего творчества, где очевиден поиск новых форм, но ещё присутствуют привычные элементы. После этого раздела мы видим то столярные принадлежности, то вовсе фигуральные инсталляции, не доступные для понимания без соответствующей расшифровки сведущим искусствоведом (если Вы – поклонник Ильи Кабакова, извините за непонятливость).

Экспозиция Ильи Кабакова – это песня о СССР, которая созвучна части россиян и западным элитам. Если Вы испытываете тоску по таким инсталляциям о мрачной позднесоветской эпохе, то в дополнение ко временной выставке для Вас есть радостная весть: супружеская чета Кабаковых отдала в распоряжение посетителей Третьяковской галереи мастерскую на Сретенском бульваре, которая вскоре станет отделом московского концептуализма музея.