Авиастроение

Импорт бизнес-авиации станет выгоднее, ставки падают

SSJ 100-95B в ливрее Skyteam

Как сообщила пресс-служба Минэкономразвития РФ, принято решение о снижении ввозных таможенных пошлин на бизнес-авиацию. “Ставка ЕТТ ЕАЭС в размере 7.5% и 14.6% и НДС в размере 18% делают их ввоз в Россию неэффективными”, – поясняет ведомство, но сколько составит новая эффективная ставка – пока не говорит.

Российская газета в апреле 2017 года писала о том, что в этом году ожидается всплеск спроса на частные самолёты. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах создана европейского уровня инфраструктура, но развитие рынка прекратилось в период санкций (в период 2014-2015 годы количество частных рейсов снизилось на 40%). С конца 2016 года рынок начал восстанавливаться, но потребитель очень рационален и предпочитает аренду и экономные схемы владения бизнес-самолётом.

По разным оценкам, в РФ в собственности 400-500 частных самолётов. “В основном это бизнес-джеты типа Heavy и дальнобойные самолеты (Challenger 605, Gulfstream 550/650 и Global 6000)”, – говорят эксперты. 80% рейсов – это маршрут “Европа/СНГ/Ближний Восток — Москва/СПб”. Две трети воздушных судов бизнес-авиации официально находится в собственности Европы или оффшоров: Бермудских и Каймановых островов, Арубе и Мэн. Такая тенденция свойственна как частным владельцам бизнес-джетов, так и крупным корпоративным владельцам и авиакомпаниям. Одной из причин теневого владения эксперты называли как раз высокие таможенные пошлины.

Конечно, вероятно, что со снижением пошлин в Россию хлынет импорт и задушит российского производителя. Советские и российские производители, к сожалению, и так с большим трудом отвоёвывают долю в бизнес-авиации. В 1990 годы с рынка были вытеснены советские Ил-12, “Русавиаинтер”, “Аэро Стайл”. Правила игры для их преемников – Ту-204/214 и Сухого (SSJ 100-95B VIP) с падением ставок усложнились. А ведь последний в 2015 году обещал завоевать не только российский, но и глобальный рынок.