Культура и искусство

Ибероамериканский центр: РФ открыла доступ к культуре Латинской Америки

Вчера, 21 мая 2019 года, состоялось долгожданное открытие Ибероамериканского культурного центра на базе Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы имени Маргариты Рудомино (Иностранки). Чем знаменательно это событие?

Это событие значительно для общественной и культурной жизни страны по двум причинам: первая и основная – это сближение двух разных и одновременно столь сходных полюсов мирового развития, таких как ибероамериканская и российско-славянская цивилизации.

Вторая причина – может быть, не столь значительная, но тем не менее чрезвычайно знаковая – это то, что в наш бурный, конвульсивный век власть предержащие (а, точнее говоря, правительство в лице Министерства культуры) обратило внимание на такой важный аспект общественно-культурного развития как полномасштабное открытие высококультурной и образованной российской общественности доступа к испаноязычной литературе и в целом к католическому миру как таковому.

На открытии нового учреждения присутствовали представители Министерства культуры и Министерства иностранных дел. Своей значительной, обстоятельной, многоярусной и расцвеченной именами, фактами и событиями речью одарил присутствующих полиглот и энциклопедист, Чрезвычайный и Полномочный Посол, руководитель департамента Латиноамериканских стран (ЛАД) Александр Валентинович Щетинин.

На церемонии присутствовали практически все послы латиноамериканских стран, а также масштабная делегация Института Сервантеса в Москве во главе с её директором.

Посольство Испании было представлено советником по культуре, так ярко отметившимся на поприще российско-испанских культурных и научных связей.

Ибероамериканская тематика не так уж бесследно присутствует в общественной жизни современной России. Если посмотреть на перечень основных топиков в информационном пространстве, то мы увидим, что из десяти наиболее ярких и востребованных информационных тем шесть так или иначе связаны с этим регионом.

Если учесть, что Россия находится на пути возрождения своего международно-политического величия эпохи 25-летней давности, то совершенно нормально и объяснимо стремление откликнуться на столь значительные вызовы сегодняшней международной повестки дня, такие как связь с католическим миром, роль и место России в новом полюсе развития Латинской Америки, место и роль России в российско-американском противостоянии на венесуэльском треке, тема защиты своих стратегических национальных интересов в лице так называемого “левого пояса” (Куба-Венесуэла-Боливия и т.д.).

Список можно продолжить, но уже того, что мы назвали достаточно, чтобы понять, насколько для России важна ибероамериканская тематика. Подробно о значении этого направления в российских геостратегических и геоэкономических интересах говорилось на страницах “Э-Вести” на учредительной конференции по созданию Ибероамериканского культурного центра.

С тех пор вес и значение ибероамериканской проблематики лишь возрастает пропорционально с ускорением событий на Латиноамериканском континенте, а также по мере раскручивания нового витка спирали российско-американского противостояния.

Принято думать, что все латиноамериканисты – это прежде всего специалисты по внешней политике США, так как считается, что США рассматривает Латинскую Америку в соответствии со своей небезызвестной “доктриной Монро” времён Александра II, когда Россия и США были настолько близкими партнёрами, что фактически могли себе позволить делать подарки поистине планетарного значения. Вспомнить хотя бы небезызвестную историю с Аляской, когда эта огромная часть суши, буквально нашпигованная природно-минеральными ресурсами, была подарена с барского плеча американцам в надежде на пресловутую дружбу и на поддержание со стороны американцев и без того крепких российско-американских торгово-экономических связей той поры. Не будем забывать, что до 30% всех национальных богатств США (недавней колонии британцев) поступает в американский ВВП за счёт российского оммажа, о котором сейчас даже стыдно вспомнить, по цене 9 центов за гектар.

Наверное, никогда и никто таких жестов никому не делал. Отчасти поэтому до сих пор американцы снисходительно относятся к россиянам, в немалой степени памятуя о наивности русских вельмож, в своё время надувавших щёки по части своего величия, но по существу высекших себя до такой степени, что и сегодня во всём мире (прежде всего, в Америке) Россию считают бесхозной и безалаберной страной, не ведающей о собственных реальных богатствах и, попросту говоря, “без царя в голове”.

Да, конечно, времена тех самых переговорщиков в соболях и длиннополых камзолах придворных чиновников давно ушли. Но “доктрина Монро”, выросшая из понимания узкого провинциального американского восприятия международно-политической действительности той поры остаётся. А иначе как понять действия американцев на Латиноамериканском треке? Иначе как действия слона в посудной лавке их расценить нельзя. Америка – страна высокообразованных людей, страна самого большого в мире количества центров латиноамериканских исследований (их более 13 тысяч), склонна мириться с близорукими действиями своей администрации, так ярко проявившимися в эпоху 1960-1970х годов. Это тот самый случай, когда нет более сильных специалистов по Латинской Америке, чем в США, и нет более ограниченной и подслеповатой политики по отношению к своей собственной, как они считают, вотчине.

Другими словами, так и хочется воскликнуть: нет пророка в своём Отечестве! Ну, что толку, что в Америке самые сильные специалисты по доколумбовой Америке?! Самые сильные специалисты по сапотекам, тольтекам? Самые глубокие исследования по культу пернатого змея, самые системные и масштабные исследования по пирамидам в Эквадоре? Самые крупные финансовые вложения в расшифровку малоизвестных языковых форм огромного количества “индейских” культур Мезоамерики и Южного Конуса.

Чего стоят баснословные тиражи латиноамериканских и ибероамериканских авторов в своей собственной стране и за рубежом? Как понимать, почему в стране, в которой официально (это было объявлено правительством и администрацией Белого Дома) большинство населения – испаноязычные граждане – не придаётся важного статуса людям, которые вправе рассчитывать на него как законные граждане этой страны, в сфере культуры, образования, социальной области и, в конечном счёте, в избирательном праве.

Это бы происходило в любой другой стране, и, конечно, в любой другой стране ибероамерики. Латинская Америка – это континент, который свято исповедует принцип единства в многообразии. Понимая его так, что ничто и никто никогда не должен быть дискриминирован и поражён в правах по принципу расы, пола, религии, происхождения  и языка.

Дискриминацию осуществляет Америка – та самая, которая как никто другой громогласно, в полную силу заявляет об этих самых же принципа, кстати сказать, отражённых в конституции США, которой они так гордятся, и где они так и не реализуются на практике. Достаточно вспомнить яркие и недвусмысленные высказывания нынешнего руководителя Белого Дома в адрес представителей испаноязычной диаспоры в США. Я уже не говорю о том, что он же положил на карту весь свой авторитет и репутацию, заявив о том, что он возводит новую Берлинскую стену, теперь уже от своих южных соседей, прежде всего, жителей Мексики, но не только.

Противовес недальновидной и убогой политики США в отношении ибероамериканской культуры – появление Ибероамериканского культурного центра в Москве, созданного при поддержке практически всех посольств стран региона и Испании – событие яркое и значительное, недвусмысленно заявляющее о том, что Россия никогда не оставит без внимания испаноязычный мир, в каком бы противоречивом поле на международной арене Россия ни была.

Любопытен тот факт, что в основу библиотеки Ибероамериканского культурного центра положен дар Испанской республики времён 1930-х годов, состоящий не много ни мало из 31’000 единиц хранения, что по тем временам было поистине широким и благородным жестом. Надо учесть, что Испанской Республике было явно не до культуры перед лицом уничтожения и агрессии со стороны Германского Рейха и итальянского Дуче…

Автор этих строк сделал в своё время похожий дар и в библиотеку Института Сервантеса (порядка 125 экземпляров книг)  наряду с выдающимися дарителями, такими как В.А. Косарев. Такие жесты, как мне представляется, должны быть продолжены всеми, кому дорога испанская культура и испанский мир как таковой в самом широком и масштабном значении этого слова. Интересно то, что в библиотеке Института Сервантеса есть специальная доска, отражающая имена всех дарителей в фонд библиотеки, в которой красными буквами вписаны все те, которые приложили руку к достоянию её Фонда.

Наверное, было бы замечательно, если бы и во вновь созданном Ибероамериканском центре при входе появилась такая доска, куда бы вписывались все имена неравнодушных людей, чьим примерам последуют грядущие поколения.

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News