Об обязательной классификации российских отелей

Министерство культуры подготовило законопроект о введении обязательной процедуры классификации российских отелей. По мнению министра культуры Владимира Мединского, «гостиницы в России должны обязательно классифицироваться по звездам и открыто конкурировать. Нужно, чтобы качество услуг, предоставляемых гостиницами, было эквивалентно тем звездам, которые они пока что сами себе присуждают».

Основным регионом, где большинство отелей прошло процедуру сертификации, является Краснодарский край. Это связано с тем, что при подготовке к Олимпиаде принимать гостей могли только те отели, которые прошли официальную сертификацию и получили звезды. По оценкам экспертов, сегодня в Сочи около 70% отелей прошли сертификацию, а по России этот процент достигает лишь 15%-20%. Существует достаточно много органов сертификации отелей, и процедура платная: в Сочи её стоимость составляла 30’000-50’000 руб.

Мнения туристических компаний

Директор по маркетингу и рекламе компании “TravelBusinessService” Мария Конабеева считает, что введение процедуры обязательной сертификации может повысить  качество обслуживания в российских отелях: «Сертификация заранее гарантирует определенный уровень комфорта для гостей. Сегодня значительная часть российских отелей не проходит сертификацию, и турист, заплатив крупную сумму за отдых в отеле, может оказаться не в тех условиях, на которые он рассчитывал. Поэтому единая классификация – это хорошо, так как она уведет с рынка те компании, которые не готовы вкладывать средства в инфраструктуру и развитие своего отеля, и повысит общий уровень обслуживания на рынке. Конкуренция на рынке будет более интенсивной, что также простимулирует повышение качества обслуживания».

Об обязательной классификации российских отелей

По мнению директора по развитию компании “OneTouch&Travel” Ивана Бубляева, «законопроект об обязательной классификации отелей необходимо было давно принять, и мы, безусловно, можем выразить только поддержку данному проекту. Наконец-то появится определенность в критериях оценки отелей, поскольку до этого все было условно, и ориентироваться приходилось либо на экспертное мнение, либо лично посещая объекты размещения для выяснения всех условий и возможностей отеля. Например, нам как туроператору теперь будет легче понимать, что подразумевается под той или иной звездностью отеля, и эту информацию нам будет проще донести до наших партнеров-турагентств, а им уже до конечного туриста».

Генеральный директор туристической компании «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что  введение обязательной классификации отелей может благоприятно отразиться на туристическом рынке при правильной реализации такого проекта: «Самостоятельного присваивания звезд отелями нет. Идея введения общих стандартов в отельном бизнесе очень давняя, и она время от времени возникает. Есть российские стандарты, которые довольно обширные. Сегодня до сотни пунктов включено в чек-лист при сертификации, включая наличие ресепшн, площади общественных помещений, наличие лифта. Например, четырехзвездочный отель должен обязательно иметь лифт, а трехзвездочный отель может лифта не иметь. Но есть достаточно устаревшие требования. Например, одним из требований к современному пятизвездочному отелю является наличие телекса и телетайпа, которые сегодня никто не будет использовать. Поэтому требования нужно как-то актуализировать. Часть требований разумна и направлена на защиту интересов гостей. Например, многие частные отели не считают нужным иметь ресепшн, так как это потеря площади, а это обязательное требование для отелей. А если четыре звезды, то ресепшн должен работать круглосуточно».

 

Проблемы

При общем одобрении новой инициативы Министерства культуры, участники рынка уточняют, что, скорее всего, отработка подходов по её реализации займет определенное время. И. Бубляев: «При реализации какого-либо законодательного проекта просто не бывает. Пройдет какое-то время, прежде чем все отели смогут пройти обязательные процедуры классификации, к тому же людей и организаций, способных проводить такого рода классификацию, недостаточно, чтобы быстро и полноценно охватить всю страну. Но самое главное, что это уже будет закреплено законодательно, а значит, все ресурсы будут направлены на решение поставленных задач».

В ходе интервью Сергей Ромашкин обозначил ряд проблем, которые могут возникнуть на пути реализации решения.

Во-первых, многие российские отели, которые строились раньше, были построены без учета стандартов, и это создает ряд сложностей при сертификации. Например, если в проекте не предусмотрено наличие лифта, то оборудовать им отель после окончания строительства будет практически невозможно. Поэтому повысить статус таким отелям будет довольно сложно. Для того чтобы заранее выяснить, может ли какой-то объект пройти сертификацию, нужно ввести экспертизу еще на этапе строительства отеля.

Во-вторых, для реализации  законопроекта нужно создавать различные преференции для компаний. Например, можно позволить отелям принимать гостей в рамках будущего чемпионата мира по футболу, если они пройдут сертификацию. Для этого также нужно давать разумные сроки для приведения объектов размещения в соответствие со стандартами.

Другая проблема заключается в том, что значительное количество объектов размещения имеют статус санаториев, а не отелей. Сергей Ромашкин: «Санаторий не оказывает туристических услуг, а предоставляет услуги по лечению и оздоровлению, а поэтому такой объект не вписывается в данную систему. Санатории получают лицензии от Минздрава на оказание медицинских услуг и не подпадают под классификацию отелей. Например, в Сочи 15% объектов размещения — это санатории, а в Минеральных Водах их около 90%».

Сегодня часть российских отелей соответствует стандартам и имеет определенный уровень звездности, а уровень других отелей оценивается туроператорами приблизительно. По мнению участников рынка, сейчас нет прямой связи между наличием звезд и уровнем обслуживания в отелях. Например, отель может не иметь ни одной звезды и при этом предлагать обслуживание пятизвездочного уровня. Напротив, есть и звездные отели с низким уровнем сервиса.

Безусловно, введение единых стандартов классификации может способствовать развитию отельного бизнеса в России и повысить качество сервиса. Вместе с тем эффективность  введения обязательной классификации во многом зависит от использования грамотных подходов при реализации данного законопроекта.

Источники: Министерство Культуры Российской Федерации

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку