Вертолёты. Осуществлённые мечты о небе

Желание летать, хотя и не относится к числу базовых потребностей человека, но возникло в глубокой древности, при взгляде на небо и птиц. Души некоторых людей стремились оторвать тело от земли и взметнуться над нею. Не снабжённые при сотворении мира крыльями, они пытались заменить их искусственными приспособлениями ещё в древние времена (вспомним греческого Икара) – и к 20 веку значительно преуспели в этом, создав самолёты и вертолёты.

Воздухоплавание как отрасль появилось у нас в стране в 19 веке. В 1885 году под руководством А.М. Кованько была образована «Кадровая команда военных аэронавтов», в 1912 году создаются Военно-воздушные силы России. Николай Ильич Камов – советский учёный, изобретший вертолёты «Ка», придумал слово «вертолет». Первый российский серийный вертолет был создан под руководством Михаила Миля в декабре 1952 года в Саратове.

Летательные аппараты сегодня стоят на службе государства, в том числе спасают жизни, они доступны многим для полёта и аренды, но ограниченному числу людей для приобретения. В России на конец марта 2016 года в Росавиации зарегистрировано 8’549 гражданских летательных аппаратов, в том числе 2’651 вертолёт. Самому старому вертолёту России 44 года.

Для вождения частного вертолёта требуется «Свидетельство пилота», которое предоставляется авторизованными центрами по итогам 2-3 месячного обучения и стоит в комплексе с обучением порядка 1’452’000 руб. Стоимость самого вертолёта начинается от 250’000 руб (подержанный американский Robinson r44) или от 600’000 руб (новый Robinson r44). По статистике, вертолёт в России пролетает в год в среднем 100 часов и требует 2 ТО ($6’000 годовое обслуживание).

Основной производитель вертолётов в России – холдинговая компания «Вертолёты России». Она занимает 94% на рынке вертолётов России и 10% на мировом рынке. Кроме того, на заводе HeliVert в Подмосковье собирается локализованный AgustaWestland AW139. Несмотря на наше общее желание покупать отечественные товары, приобрести, например, Ми-8, непросто – потребуется разрешение Минобороны и порядка $12’000’000. Класс типа Robinson r44 пока не предлагается покупателям. Вертолёты российского производства реализуются в РФ в основном на вторичном рынке.

Российский вертолётный парк характеризуется постепенным снижением доли российских вертолётов, увеличением среднего и легкого сегментов и сокращением импорта вертолетов и вертолетного оборудования. Ситуация в упомянутых сегментах может измениться с полноценным выводом на российский рынок многоцелевого лёгкого вертолёта Ансат («Казанский вертолетный завод»). Он был недавно представлен в VIP-версии на выставке HeliRussia 2016.

Вертолёт Ансат корпорации Ростех
Вертолёт Ансат корпорации Ростех

Помимо применения вертолётов в практической жизни, существует также вертолётный спорт, рождённый в 1958 году. Этот спорт является одним из 9 видов самолётного спорта, он не относится к числу олимпийских и потому не пользуется существенной поддержкой государства. Зачем людям сегодня летать?, — спросили мы у Исполнительного директора «Федерации вертолётного спорта России» Александра Алексеевича Юдахина.

Юдахин Александр Алексеевич. Федерация Вертолётного Спорта России

«Во-первых, это международное признание, — ответил он, — во-вторых, желание доказать, что человек умеет летать больше, чем из точки «А» в точку «Б». И, в-третьих, адреналин».

«50% наших спортсменов – частные пилоты-любители. Они также готовят своих детей к полётам, — делится Александр Алексеевич, — остальные – профессиональные пилоты». Он также подчёркивает, что «наши пилоты – лучшие в мире» и что значительную долю спортсменов занимают женщины. Крупнейшими спортсменами России сегодня являются прекрасные дамы Галина Шпиговская и Любовь Губарь.

В России и в мире (с 1971 года) проводятся вертолётные соревнования, включающие в себя 4 вида упражнений. Они для любителей и тех, кто сделал вертолётный спорт частью своей жизни. На вертолётных мероприятиях, помимо соприкосновения со спортом, можно отдохнуть с семьёй и полетать. Таким образом, для широкого круга юных покорителей неба и людей постарше есть возможность полёта и реализации мечты. Ближайшие мероприятия:

10-11 июня на аэродроме «Чёрное» в Балашихинском районе Московской области пройдёт «Вертослёт».

15-17 июля 2016 года пройдёт Открытый Чемпионат России на аэродроме Конаково в Тверской области.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку