Гуляй, Масленица! Древние традиции глазами русских композиторов

Гуляй, Масленица! Древние традиции глазами русских композиторов

Подходит к завершению Масленичная неделя, которая в этом году пришлась на период с 28 февраля по 6 марта и, следуя своим традициям, символизировала приход долгожданной весны. В этом материале выходного дня посмотрим на традиции древнего дохристианского праздника глазами русских композиторов.

Широкая Масленица

Образ веселой Масленицы ярко представлен в опере «Вражья сила» Александра Николаевича Серова (1820 – 1871). Сюжет на основе драмы А.Н. Островского «Не так живи, как хочется» развивается в Москве XVIII века. Любовная драма главных героев окружена картинами городского веселья, одним из главных персонажей которых становится кузнец Ерёмка (бас).

Премьера оперы в Мариинском театре в 1871 году не имела большого успеха. А вот повторная постановка 1879 года и далее спектакль в Большом театре 1881 года снискали заслуженные овации. Одной из причин успеха стал удачный выбор исполнителей на роль кузнеца. Ими стали два великих Фёдора: в Санкт-Петербурге Фёдор Стравинский (отец И.Ф. Стравинского), а в Москве – Фёдор Шаляпин.

Фёдор Шаляпин в образе Еремки из оперы Серова «Вражья сила». Удаль и сила русского мужика в сочетании с озорным весельем ставят этот образ в один ряд с монахом Варлаамом из оперы Мусоргского «Борис Годунов».
Фёдор Шаляпин в образе Еремки из оперы Серова «Вражья сила». Удаль и сила русского мужика в сочетании с озорным весельем ставят этот образ в один ряд с монахом Варлаамом из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Прощай, Масленица!

Сцена прощания (сжигания) чучела Масленицы встречает слушателя в опере «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Вновь источником для создания оперы стала пьеса (точнее сказка) А.Н. Островского. Композитора работал над оперой буквально на одном дыхании, практически полностью завершив произведение в летние месяцы 1880 года.

Премьера оперы состоялась в Мариинском театре зимой 1882 года и была принята публикой с невероятным воодушевлением. От претворения сюжета музыкальными средствами остался в восторге и Островский:

Музыка к «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа…

А.Н. Островский об опере «Снегурочка»

Сцена прощания с масленицей из пролога оперы «Снегурочка» в постановке Самарского театра оперы и балета (2015).

Масленицы бойкой закипит широкий пир

Образ народного гуляния на масленичной неделе отразил в фортепианном цикле «Времена года» (1876) Петр Ильич Чайковский. Собрание пьес родилось по идее издателя ежемесячного нотного издания «Нувеллист» Николая Матвеевича Бернарда. Чайковский каждый месяц до 15 числа направлял издателю новую пьесу, каждая из которой была посвящена месяцу года. К ним Бернард самостоятельно подбирал стихотворные эпиграфы. К пьесе «Февраль. Масленица» были выбраны строки из «Масленицы на чужой стороне» П.А. Вяземского.

Средствами камерной музыки Чайковский передал в этой миниатюре удаль и размах народного гуляния. Мы слышим в нем и русскую гармонику, и шум толпы, и звон бубенчиков в тройке. В среднем разделе пьесы появляется новая тема, о которой пианист, профессор Московской консерватории К.Н. Игумнов говорил «медведя водят». Это интересное восприятие музыкального образа совпадает с программой празднования масленицы: там были и медведи, и театрализованные представления и многие другие диковинки.

«Февраль. Масленица» в исполнении Александра Синчука. Запись – телеканал «Культура».

Масленичное гулянье

Гуляния на Масленицу стали фоном, на котором разворачивается действие одноактного балета «Петрушка» Игоря Фёдоровича Стравинского. По словам либреттиста и сценографа постановки Александра Бенуа история тряпичной куклы Петрушки происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади Санкт-Петербурга.

Сцены широкого праздничного гуляния запечатлены в двух крайних картинах балета. Здесь мы слышим народные мелодии «Ах вы, сени», «Вдоль по Питерской» и напевы, созданные Стравинским в духе городского фольклора и народных песен. Масленица в «Петрушке» — это сочный разноцветный калейдоскоп впечатлений, который городской житель мог найти на балаганной площади в Масленицу.

Эскиз декорации к балету «Петрушка». Автор – А. Бенуа.
Эскиз декорации к балету «Петрушка». Автор – А. Бенуа.

Картины масленичной площади, впервые показанные в Париже в 1911 году в рамках «Русских сезонов» Дягилева с Вацлавом Нижинским в главной партии, шокировали французскую публику и стали поистине началом новой эры музыкального искусства нового века. Но, как известно, все новое выходит из давно забытого старого. А традиции масленичного гуляния, хоть и теряют свое начало в глубине веков, но по-прежнему актуальны и в XX, и в XXI веке.

С широкой Масленицей!

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку