Театр

Грымов первым в России поставил “О дивный новый мир” Хаксли

Brave new world

28 и 29 сентября 2017 года художественный руководитель театра “Модернъ” Юрий Грымов представил на сцене пьесу “О дивный новый мир” культового английского писателя Олдоса Хаксли (Aldous Huxley). Роман-антиутопия, созданный в далёком 1931 году, приобрёл современное, актуальное для российского зрителя звучание.

Для начала следует сказать несколько слов о романе. Основная мысль произведения, вынесенная в название, это фраза из шекспировской “Бури” – “О дивный новый мир” (O brave new world). Одна из последних трагикомедий великого британца рассказывает о перипетиях колдуна-миланского герцога, свергнутого, оказавшегося на пустынном острове, и в конце концов возвращённого во власть. “Буря” завершается отказом герцога от колдовства.

Потомственный представитель высшего научного общества Великобритании Олдос Хаксли (1894-1963) – мистик и агностик – создал неприглядный образ английского будущего, который в глазах мало посвященных в технологические разработки современников был похожим на фантастику. Сам литератор говорил, что на создание произведения его вдохновили романы-утопии Герберта Уэллса о прекрасном будущем, на которые Хаксли отреагировал пародией. “Мне доставляет удовольствие пощипывать Уэллса”, – писал он приятельнице в Америку.

Составляющие кошмара Хаксли, в отличие от его современников, нам хорошо знакомы: новейшие репродуктивные технологии, манипуляции сознанием, крайний индивидуализм людей и стремление к удовлетворению ими любых прихотей. Написано же это было в те годы, когда англичане страдали от массовой безработицы и им, по мнению Хаксли, была крайне необходима стабильность – но стабильность бывает разной. Писатель вывел в романе образ одного из высокотехнологичных промышленников и известного сиониста сэра Альфреда Монда под именем Мустафы Монда. Однажды Хаксли посетил завод бизнесмена близ Бирмингема и был впечатлен его порядком. Другим ярким впечатлением писателя стали находки Генри Форда. Некоторые образы навеяны видными учёными – И. Павловым, З. Фрейдом и др.

Примечательно, что сам Олдос Хаксли спустя годы написал вторую версию “Дивного нового мира” – “Возвращение в прекрасный новый мир”, а в конце жизни создал роман “Остров”. Автор говорил, что всё будет ещё хуже, чем предполагалось при издании первой версии.

Юрий Грымов создаёт вполне аутентичный замыслу “Дивный новый мир”, чистенький по форме и чудовищный по существу. Действительно, недалёк тот час, когда дети будут рождаться в инкубаторах без помощи родителей, а затем воспитываться во мнимой свободе по принципу каст – зачем загружать мозг простолюдина высокой философией? В спектакле звучит громкая современная музыка, люди стильно передвигаются в ритме современного танца и складывается впечатление, будто нас отделяет от нового мира десяток лет. Как и предсказывал Хаксли. Грымов всего лишь поправил технологические тренды первоисточника, поставив в центр прогресса Интернет, а не конвейерное производство.

Главные роли исполняют приглашенные звёзды – Игорь Яцко создаёт образ управляющего “дивным” миром Мустафу Монда, а Анна Каменкова – образ Линды, чья судьба оказалась трагически связанной с “дивным” и природным мирами.

Всё это вместе оставляет мощное впечатление. “Это резкое высказывание про мир потребления, про потерю нравственности, потерю чувств”, – говорил о спектакле Юрий Грымов. Молодые люди, составляющие основную долю посетителей театра, уходили задумавшись…