Музеи

ГМИИ показал технологии фотографии и через них – эстетику прошлого

19 ноября 2019 года Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (часть ГМИИ им. А.С. Пушкина) оживила для своих посетителей три эпохи – середину XIX века, начало XX века и 1960-1970е годы, продемонстрировав при этом эстетику эпох через призму трёх технологий фотографии. Выставка “Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1” приурочена к 180-летию появления первых фотографических изображений и посвящена предтечам фотографии: дагерротипу, автохрому и поляроиду.

Отсчёт фотографии традиционно ведётся от 19 августа 1839 года, когда Луи Жак Манде Дагер на заседании Академии наук Франции зачитал свой доклад о появлении новой технологии и её возможностях. “Дагерротип как технология бытовала достаточно длительный период 1840-1860х годов. За двадцать лет она претерпела эволюцию. Если на начальном этапе дагерротипы были достаточно скромными, то в дальнейшем появились большие возможности, например, бутафорские. Можно было представить любого человека разряженным. Например, у нас есть дагерротип султана, получившего одежду в студии”, – рассказывает нашим читателям куратор выставки Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина.

“Оформление дагерротипов было двух видов: европейское и американское. Европейские чаще всего – это пластины, оформленные в подкрашенную рамочку. Многие кейсы до нашего времени не сохранились, сохранились только пластины, на выставке мы показываем пластины, оформленные европейскими реконструкторами. При этом у дагерротипа должна быть стеклянная поверхность, которая защищает его от взаимодействия с нашей агрессивной современной средой”, – продолжает она.

Образцы дагерротипов, которые мы видим в ГМИИ, представляются самыми богато оформленными и обстоятельными на фоне других технологических образцов, но выяснилось, что они в действительности не отличались от других технологий особой дороговизной или принадлежностью к высшему кругу общества.

Ольга Аверьянова, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина

“Это никак не соотносится со стоимостью, это всего лишь разные времена. XIX век – это дагерротипы, начало XX века – это автохромы, а 1960-1970е годы – это поляроиды, – комментирует Ольга Аверьянова, – Действительно, первые дагерротипические камеры предназначались для профессионалов, потому что это была сложная технология, и любители не снимали с них. Но в дальнейшем средний класс вполне мог себе позволить придти в студию и заказать себе семейный портрет без ущерба бюджету.

Кроме того, социум хотел знать лицо своих героев. Дагерротип представлял ему уникальные возможности – получить изображение, например, Стендаля в любой российский провинциальный город. Дагерротипы того времени продавались в лавках – ровно так, как сейчас мы покупаем журналы”.

Дагерротип с портрета Стендаля, где писатель изображён в военной форме

Что касается упомянутой фотографии французского писателя, то она – одно из украшений экспозиции, в которую вошло 115 работ из музеев Франции, Австрии и России. Стендаль здесь изображен в военной форме. “Это не фотография Стендаля, но дагерротип, сделанный с его живописного портрета (за свою жизнь писатель несколько раз позировал художникам; нам известно три его портрета). Любопытно, но первоисточник – сам живописный портрет – не дошёл до нас, и представленный дагерротип – единственное свидетельство наличия этого изображения”, – рассказывает Ольга Аверьянова.

Все три технологии изначально были коммерческими, и поэтому закономерным было их рекламное продвижение. Мероприятия по популяризации дагерротипа как технологии проводились уже в XIX веке. Люди, интересующиеся технологией, могли познакомиться с ней на трёх мировых промышленных выставках – в том числе, на прославленной Парижской. “Но везде это было представлено главным образом как иллюстрация технологии, а не с точки зрения художественных качеств, как мы это делаем сейчас на выставках фотографии, с точки зрения знакомства с демонстрацией аппаратуры и её изобразительных возможностей”, – говорит куратор.

Историческая ретроспектива трёх технологий фотографии не только знакомит с ними, но и даёт довольно яркий и узнаваемый образ эпох. Добротные дагерротипы в солидных постановочных позах, часто в богатом обрамлении, игривые автохромы (одной из изюминок выставки является возможность подсветить эти изначально тёмные и хрупкие пластины через световую кнопку) и кричащие поляроиды – с их помощью на нас смотрят люди ушедшего времени, которых объединяет исключительно интерес к новым фотографическим технологиям.

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News