Глаголом жги сердца людей

Глаголом жги сердца людей

24 мая 2019 года Севастополь со всем православным миром отмечал День славянской письменности и культуры. Повсюду проводились праздничные мероприятия, и фестиваль «Золотой Витязь» внёс в это христианское торжество своё веское слово.

На открытой сцене Приморского бульвара рядом с площадью Нахимова выступала «золотая рать» этого международного творческого союза. Задушевными песнями, вдохновляющим дружественным словом и стихами наших великих классиков она завоёвывала души всех поколений зрителей, что пришли послушать в этот ясный солнечный день замечательный концерт на берегу Чёрного моря.

Людей как магнитом притягивала красота и глубина славянской поэзии в исполнении выдающихся артистов Белоруссии, Украины, Сербии…

Участники праздничных мероприятий в День Славянской письменности и культуры (слева сербский драматург, сценарист, режиссер Йован Маркович, рядом сербская актриса и певица Ивана Жиган, в центре Николай Бурляев)
Участники праздничных мероприятий в День Славянской письменности и культуры (слева сербский драматург, сценарист, режиссер Йован Маркович, рядом сербская актриса и певица Ивана Жиган, в центре Николай Бурляев)

Когда же Народный артист России – Аристарх Ливанов читал Пушкинского «Пророка», слова «…и обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей!» прозвучали настолько громогласно и величественно, что всех присутствующих пронзила, словно золотое копьё – пророческая мощь всеобъемлющего пушкинского слова!..

Народный артист России Аристарх Евгеньевич Ливанов
Народный артист России Аристарх Евгеньевич Ливанов

По вдохновению великого русского артиста, смысл загадочных слов Ф. Достоевского на открытии памятника Пушкину о «космичности» русского сознания – «всепрникающего, всечеловеческого, вечно устремлённого к правде Духа» – открылся прямо здесь и сейчас.

О духовной нацеленности «Золотого Витязя» говорит его духовный попечитель, протоиерей Свято-Владимирского Собора в Херсонесе – Сергий Халюта:

ЭВ: В чём Вы видите духовную пользу кинофорума «Золотой Витязь»?

О. Сергий: На этом кинофоруме представлены фильмы, которые стараются сделать человека лучше. Если фильм создаёт человек православный, он старается показать моменты и грехопадения и восстания, те моменты, где человек встречается со Христом, находит путь к Богу. Это задача «Золотого Витязя». Самая же главная задача – сохранить духовные и нравственные ценности нашего народа. Самое большое богатство на русской земле, это не нефть, газ и другие ископаемые, а наше нравственное состояние. То, что, к сожалению, утеряно Западом, который живёт уже апокалиптически. Евангельские ценности в западной цивилизации, – то, что делает человека человеком, «образом и подобием Божиим» – уже разрушились.

Россия и весь наш славянский мир: западная Сербия, православные – Болгария, Украина, Белоруссия, Молдавия и другие, – это те народы, которые пытаются сохранить нравственные ценности, а «Золотой Витязь» показывает и красоту русского народа, и красоту этих ценностей. Это такой свет, в том числе кинематографа, который «во тьме светит и тьма не объяла его».

ЭВ: Вы можете назвать примеры прихода к Богу через кино?

О. Сергий: Таких примеров было очень много, особенно в Советское время, когда книги Священного Писания были запрещены, найти их было крайне сложно, и люди ищущие эти тексты не могли их найти. Они узнавали о Христе из книг. Известный роман «Мастер и Маргарита» в то время имел очень большое значение. Через призму современности к нему сейчас много вопросов, но я знаю много людей, которые прочитав «Мастера и Маргариту», потом искали Евангелие, находили, приходили к вере Христовой и многие даже становились священниками.

Работы Тарковского явно не вписывались в советскую действительность. Они были «инопланетными» произведениями. Фильм «Андрей Рублёв» многих привёл к Богу. Там где есть луч Света, он обязательно войдёт в сердце человека и тот придёт к Богу, найдёт путь ко спасению. Таких примеров достаточно много.

ЭВ: До революции отношение к актёрам было подозрительное, их даже хоронили за оградой православного кладбища. Сейчас они в большой чести у народа. Что же более правильно в этих оценках по Богу?

О. Сергий: Бог может действовать через любого человека. Первым в Рай вошёл не фарисей , а благочестивый разбойник, осознавший себя и увидевший Суть Того, кто был рядом с ним распят на кресте. Преград нет ни для кого, – была бы воля человеческая.

Если говорить о лицедеях, которые человека совратили, нужно понимать, – они совращают не один, а сотни тысяч раз. Даже после ухода из жизни. Если актёр показал правду Божию через кинематограф, то люди задумываются о Боге.

И сейчас и через сто лет эффект тот же – или соблазн, или помощь в созидании души.

Артиста можно сравнить с ножом в руках хирурга или разбойника.

Человек, наделённый даром лицедейства должен чётко понимать, что он может погубить, и что он несёт ответственность перед Богом и перед людьми за свою работу. Многие наши актёры, прочитав сценарий, отказываются от съёмок. Несмотря на недостаток денег, они не продаются. Но есть и те, кто снимается во всём, что им предлагают, не задумываясь о последствиях и для себя, и для людей, которых они не знают, и даже тех, кто родится после них.

Это называется – «после меня, – хоть трава не расти!»

Отсюда и было отношение к актёрству, как явлению опасному для общества.

ЭВ: Отличалось ли дореволюционное лицедейство от наших дней?

О. Сергий: В той системе нравов оно, всё-таки, развращало людей. Показывали соблазны страстей. Не было атеизма, но был негилизм, что способствовало совершению революции.

Если посмотреть историю театра – происходила трансформация и в лучшую, и в худшую сторону. Взависимости от нравственного состояния общества и государства, в котором жили эти актёры. В Германии во время 3-го Рейха актёры служили его идеалам. В Советское время многие постановки в театре и кино служили делу разрушения, когда показывали и оправдывали уничтожение храмов, нашего генофонда и борьбу с религией, с Богом.

ЭВ: А в чём Вы видите отличие советского кино в лучшую сторону?

О. Сергий: В сравнении с нашим временем фильмы о Великой Отечественной войне в сценах смерти наших воинов имели внутреннюю нравственную красоту. Когда показывали глаза человека, как он до конца совершил свой подвиг, как погибал, защищая Родину, город, ближних, ребёнка… Сейчас в сценах смерти делается акцент на обезображивании тела, ужасе разорванных его членов, частей, разлетающихся кусков мяса, на разгуле страстей.

ЭВ: Ваше отношение к современному театру?

О. Сергий: Сейчас театр стал очень разнообразен. Есть развратные омерзительные постановки, а есть и те, которые заставляют задуматься. Диапазон возможностей большой. Тем важнее помнить свою ответственность перед своей душой, Богом и обществом. Актёрство должно быть понято как некое служение, а не ремесло.

Служение ближнему и Богу.

ЭВ: Для вас есть такие примеры в современном кинематографе?

О. Сергий: Все советские актёры, которые у нас ещё остались – они именно «служат». И те, кто не снимаются в «чернухе». Это люди, в которых есть твёрдый внутренний стержень. Я вижу таким Евгения Миронова. Его однокурсники – это ещё та плеяда, которая захватила советское нравственное начало и сохраняет театр и кинематограф в какой-то нравственной чистоте.

ЭВ: У «Золотого Витязя» были такие примеры, которые Вы особо отметили?

О. Сергий: Фильм «СОЮЗ-7», занявший в прошлом году 1-е место на «Золотом Витязе».

Он снят в современном стиле, и показал подвиг советского человека, космонавта, служение своему ближнему, когда он отдавал свою жизнь ради спасения второго космонавта. Они оба делают всё, рискуя жизнью, чтобы не пострадали люди, на которых могла упасть корабль-станция. Это настоящий пример Служения. Это один из фильмов, который хочется пересмотреть.

Таких фильмов было очень много в советское время.

Я скажу так: хорошие фильмы те, которые хочется пересмотреть не один раз, говорить о них и обсуждать.

Таких на «Золотом Витязе» достаточно много.

Беседовала Нина Яхонтова