Русская дворянка Лариса Свирская в Испании спасла Гибралтар

Гибралтар и Россия

Лариса Свирская (Свирски) — аристократка из ближайшего окружения Николая II, сыграла ключевую роль в истории Испании и конкретно в эпизоде, когда Гитлер решил принять план нападения на Гибралтар — ключевую базу британцев в Средиземноморье.

Лариса Свирская — представительница могущественного польского рода, одна из самых таинственных фигур первой половины прошлого века. О её российском прошлом известно мало: то она была замужем за ведущими аристократами, то она певицей, то танцовщицей, то светской львицей в Париже и Берлине; но в последние дни перед началом войны она оказалась в Мадриде.

В Испании после окончания Гражданской войны оказалась большая группа русских эмигрантов, сочувствующих нацистам. Многие из них участвовали в борьбе с Испанской Республикой на стороне «национальных сил». До сих пор много споров вызывают ключевые или неключевые роли белых эмигрантов в Гражданскую войну, но известно, что только в знаменитой битве при Брунете погибло 46 русских, в основном — бывшие офицеры Белой армии.

Однако вернёмся к Ларисе Свирской. Чем прославилась русская светская львица? Её ключевая роль в испано-русских связях состояла в том, что она держала салон, популярный среди немецкоговорящей общины, и была двойным агентом. В этом призналась её дочь.

Вскоре после исторической встречи между Франко и Гитлером в Эндайе (Франция), Гитлер «вызвал на ковёр» испанского министра иностранных дел, зятя Франко Рамона Серрано Суньера. Главной темой «разборки» было нежелание испанской стороны активно участвовать (вслед за Португалией) в боевых действиях немцев на Востоке.

Предполагаемый план нападения Гитлера на СССР предусматривал участие «живьём» (то есть, непосредственными сухопутными силами) в Дранг нах Остен. 16 стран-сателлитов Гитлера подтвердили своё участие в войне, и большинство из них поставили свои части под знамёна Вермахта. Только две страны — Португалия и Испания, упирались до последнего, так и не послав боевые части в обещанном объёме на Восточный фронт.

Это — краткая предыстория. А причём здесь 1940 год, спросите Вы? Ведь Восточный фронт начинается в 1941 году? Хотя к этому времени Вторая Мировая война идёт полным ходом на Востоке Европы и с осени 1939 года немцы вовсю действуют в Польше и подбираются к русско-польской границе.

Всё дело в том, что Гитлер сделал серьёзную «выволочку» испанскому министру, а значит и самому Франко, обвинив его в двойных стандартах и напомнив об активной поддержке со стороны Германии в борьбе с коммунизмом на территории Испании во время Гражданской войны 1936-1939. Буквально Гитлер произнёс (об этом, в частности, пишет в воспоминаниях сам Рамон Серрано Суньер): «Раз нет активного и ярко выраженного желания со стороны Испании участвовать в Восточной кампании, то Испания по определению должна поддержать Германию в борьбе с Англией на своей собственной территории».

Гитлер озвучил испанскому министру план захвата Гибралтара на Испанской территории и произнёс знаменитое: «Всё решено!». На этой ноте беседа была закончена, и Рамон Серрано Суньер уехал из ставки Гитлера в полной уверенности, что немцы проведут акцию по захвату Гибралтара самостоятельно, хотят испанцы этого или нет.

Гибралтар — ключевая база военно-морского флота Британии, утёс-скала, удобно расположенная у выхода из Средиземного моря. К тому времени она была оснащена взлётно-посадочной полосой и небольшим военным аэродромом. С этой точки британцы успешно контролировали не только вход-выход из Средиземного моря — ключевой зоны боевых действий между боевыми флотами Германии и Англии, но и (что очень важно в условиях войны) проход в акваторию Средиземноморья подводных лодок противника. Эту же функцию база выполняет и поныне, являясь ключевой точкой в стратегии НАТО в Европе.

Лариса Свирская к тому моменту — заметный агент Абвера в Испании, активно передающий сведения немецкой стороне от британцев и их союзников, бывавших в её салоне.

Русские аристократки часто использовались немецкой разведкой как отвлекающим маневром для проникновения в толщу культурной жизни Мадрида в предвоенные годы. Лариса Свирская активно участвовала не только в передаче сведений немцам относительно базы британцев на Гибралтаре, но и внедряла немецкие идеи в головы британцев и их союзников. Нет-де никаких планов на Гибралтар у немцев, говорила она, убеждая последних, что они могут спать спокойно, им ничего не угрожает.

Однако именно в эти годы разрабатывается испанский план «Феликс», который, как и немецкий, никогда не был осуществлен, но по другим причинам.

Ларисе Свирской молва приписывает ключевую роль в отсутствии желания немцев приступить к практическому исполнению их плана по захвату Гибралтара без участия испанской стороны. Русской дворянке удалось убедить немецких коллег, что без участия испанской стороны успешная реализация плана невозможна — чересчур сильные позиции имеют британцы «на Скале».

Лариса Свирская имела роль громоотвода. Она к этому моменту начала «работать» на британскую разведку. Православная русская женщина увидела не только отсутствие гуманного начала в германском нацизме, но и получила сведения о зверствах и человеконенавистнических акциях германской военщины на захваченных территориях. Именно это побудило двойного агента отдать предпочтение британцам До конца своих дней Свирская продолжала на них работать.

Двойного агента не раскрыли до конца войны, а после войны его следы бесследно исчезают. Достоверных сведений о жизни и смерти Ларисы Свирской нет.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку