GFK: Россияне делают крупные покупки из-за скидок и опасений

Международная исследовательская компания GFK, которая провела своё второе за 2019 год исследование потребительских настроений россиян, была вынуждена констатировать, что они по-прежнему негативны, хотя небольшие улучшения в общем пессимистическом настрое всё же были зафиксированы. Видимо, как дань сезону скидок и боязнь перемен к худшему.

Директор GFK по работе с клиентами Пётр Залесский поделился с читателями «Э-Вести» результатами и подробностями своего исследования. «Мы задавали общие вопросы, в том числе, оценивалось текущее материальное положение, его изменение в ближайшем будущем, ожидание экономических условий в стране в ближайшей перспективе, — говорит он. — По итогам опроса был рассчитан Индекс потребительских настроений в России, показывающий разницу между отрицательными и положительными ответами (больше 100 – ожидается улучшение, меньше 100 — ухудшение)». Индекс в IV квартале 2019 года составил 99, что означает, что настроения россиян в целом негативны.

Однако Пётр предостерегает от линейного прочтения результата, потому что он сильно различается по исследуемым группам россиян. «Картина всегда пёстрая, — говорит он, — Очень часто в отчёте фигурируют одна-две цифры, а страна у нас большая. В Москве больше оптимизма, а в малых городах – меньше. Мы знаем, что в регионах наблюдается высокий уровень закредитованности.

Пётр Залесский
Пётр Залесский

Кроме того, мы выделяем четыре группы людей: бедные, малообеспеченные, имеющие достаток средний и выше среднего. Люди из последней группы относятся к зелёной зоне (положительные оценки — прим. ред.) и в оценке текущего положения, и ожидаемого ближайшего будущего, и экономической ситуации в стране, и в плане крупных покупок. Малообеспеченные (их около половины) — наоборот, представлены преимущественно в красной.

Если мы смотрим по разным демографическим группам, то положительные оценки свойственны прежде всего людям до 30 лет.  Чем моложе люди, чем меньше у них бытовых и семейных забот, тем они оптимистичнее оценивают ситуацию. Хотя наличие детей младше 16 лет в полной семье также внушает оптимизм. А люди одинокие и пожилые настроены очень пессимистически.

Среди руководителей, специалистов с высшим образованием, работающих в офисах, также имеется надежда на улучшение материального положения в ближайшем будущем. При этом они не очень благоприятно оценивают экономические условия в стране.

Ещё одно интересное наблюдение – Интернет сегодня определяет многое, круг интересов, общения и т.д. Мы видим, что оценки  меняются и в зависимости от частоты и интенсивности использования Интернета. Чем реже им пользуется респондент – тем более негативен и пессимистичен его прогноз».

Пожалуй, основным относительно положительным смещением настроений в этом году является готовность совершать крупные покупки. При этом вопрос «Хорошее ли сейчас время для совершения крупных покупок?» носил относительный характер. «Мы не уточняем характер этих покупок, и даём возможность каждому человеку определить собственные приоритеты, — поясняет Пётр, — Для кого-то крупная покупка – это машина, для кого-то – дачный участок, квартира, а для кого-то – бытовая техника, например, холодильник.

На первый взгляд, сложилась парадоксальная ситуация – люди в большинстве регионов России достаточно долго оценивают экономическое положение страны как негативное, и тем не менее считают благоприятным время для крупных покупок. Покупки делаются, но надежды на улучшение своего материального положения одновременно не очень хорошие. Здесь присутствуют и психологические, и экономические факторы. Лучше купить сейчас, поскольку в будущем будет дороже. С другой стороны, опрос проводился в конце октября, в период «Чёрной пятницы», и россияне хотели успеть совершить покупки по низким ценам. Это подтверждается данными другой нашей панели, где можно видеть, что продажи бытовой техники и электроники по сравнению с прошлым годом показали рост 35%».

В заключение хочется сказать, что выводы исследовательской компании GFK показывают дуализм — с одной стороны, большинство населения негативно относится к положению в стране, хотя небольшая часть социально благополучных людей оценивают положение дел позитивно, с другой — при первой возможности, на фоне снижения цен, несмотря на пессимизм, люди стараются купить важные для себя и семьи вещи… Потому что сомневаются — а смогут ли они в дальнейшем себе это позволить?

Не есть ли это доказательство глубокого недоверия к экономике? У нашей редакции создаётся впечатление, что налицо негативные настроения и «негативный спрос», результатом которого является отсутствие стабильного спроса и показателей отложенного спроса, который, как правило, выявляется в конце года по многим товарным группам.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку