Музыка

Гетман украинской музыки: ко дню рождения Николая Лысенко

Mikola Lysenko monument in Kiev. Photo: Anna Razumtseva

22 марта 1842 году родился выдающийся деятель украинского музыкального искусства Николай Лысенко. В 2017 году отмечается 175 лет со дня рождения композитора.

Любовь к родной культуре

Николай (Микола) Витальевич Лысенко (1842—1912) является одним из выдающихся деятелей украинской культуры. Композитор, дирижёр, пианист, педагог, фольклорист — деятельность Лысенко многогранна и охватила собой не только музыкальное искусство. Первое образование композитора было получено на кафедре естественных наук Киевского университета, и спустя год после окончания вуза ему была присвоена степень кандидата естественных наук.

Увлечение Николая музыкой и, шире, культурой наметилось еще в раннем детстве. Родители будущего композитора были людьми достаточно состоятельными и образованными: отец — полковник Орденского полка, мать — из рода полтавских помещиков. Обучение Николая проходило дома. Мама обучала сына французскому языку, правилам хорошего тона и танцам, а обучение русскому языку было отдано в ведение известного поэта Афанасия Фета. С 5 лет для мальчика пригласили музыкального педагога.

Увлечения Лысенко украинской народной песней и творчеством Тараса Шевченко, красной нитью прошедшие через всю его жизнь, также берут начало в детстве. В том заслуга и А. Фета, и окружения будущего композитора, которое не чуралось украинских песен и сказок. Несмотря на то что образование Николая, как и большинства его сверстников из дворянских семей, шло в исконно русских традициях, мальчик хорошо знал и любил родную страну и ее культуру.

В годы обучения в Харьковской гимназии Лысенко продолжал брать частные уроки музыки и в узких кругах высоко почитался за талант пианиста. Желание укрепить свои музыкальные достижения и перевести их в ранг профессиональных возникли у Лысенко спустя 3 года после окончания университета. Будущий композитор с успехом проходит вступительные испытания в одну из престижных консерваторий Европы — Лейпцигскую, где среди его педагогов выступают выдающиеся деятели музыкального искусства того времени: пианисты К. Рейнеке и И. Мошелес, теоретик Э. Рихтер. Важно отметить, что обучение в Европе нисколько не затмило интерес Лысенко к национальной культуре Украины, а лишь усилило его. По возвращении на родину Николай был полон желания писать и развивать именно отечественную музыку. После окончания Лейпцигской консерватории он также прошел курс инструментовки в Петербурге у Н. Римского-Корсакова.

Наследие

Анализируя жизнь и творчество Николая Лысенко, невозможно выделить какую-то одну стезю, какой бы он отдавался в большей мере. В равной степени Лысенко оставил значительный вклад в самых различных областях музыкального искусства Украины. Его вклад имел поистине революционное значение: в то время, когда украинское самосознание не поддерживалось сверху, Лысенко каждым своим шагом утверждал самобытность украинской культуры.

Его имя значится в анналах украинской истории как основателя украинской классической музыки. В наследии композитора — оперы по мотивам произведений украинских писателей, в том числе «Тарас Бульба», «Утопленница» по Гоголю, «Наталка Полтавка» по Котляревскому. К заслугам Лысенко относится создание жанра национальной детской оперы по мотивам украинских сказок.

Важное место в творчестве Лысенко занимает хоровая музыка на слова украинских поэтов и духовные тексты. Важно отметить «хоровые путешествия» композитора, в которых композитор представлял свои хоры и обработки народных песен в городах Украины.

Важная страница в жизни Лысенко связана с музыкальным образованием. В 1904 году им была основана Музыкально-драматическая школа в Киеве, которая первая давала образование по классу бандуры — украинского народного инструмента. Впоследствии этому учебному заведению было присвоено имя его создателя — Николая Лысенко.

Музыка и достижения Николая Лысенко остаются весомыми даже спустя 105 лет после его смерти в 1912 году. А его упоминание в статусе гетмана (прим. командующий казачьим войском) украинской культуры актуально и в наши дни.