Где Испания находится в монетаристской политике Брюсселя?

На днях во Франкфурте (Германия) канцлер этой страны А. Меркель подчеркнула, что центральные финансовые учреждения ЕС являются ключевым инструментом в решении вопросов общей конкурентноспособности всего ЕС.

Мы знаем, что у европейских руководителей разного уровня есть свои маленькие предпочтения. Конёк германского канцлера — экономика. Всё было бы вполне разумно, если бы руководитель пёкся не только о собственной (национальной монетаристской) политике, но и уделял бы внимание экономикам стран — членов ЕС в равной степени.

Испанская стратегия экономического развития характеризуется (в этом её особенность) ультрарадикальной монетаристской теорией (особенно это было заметно во время пребывания у власти предыдущего правительства консерваторов). Какой будет политика в отношении чисто монетаристских подходов у нынешнего правительства социалистов — до сих пор не вполне понятно. Будет ли это политика сдерживания (так как слишком много чисто экономических проблем, а не финансовых) — ясности у аналитиков до сих пор нет.

Общая политика ЕС, диктуемая в основном германским руководством, придерживалась до сих пор урашапказакидательскими подходами времён Милтона Фридмана и Чикагской школы, суть которой состояла в том, что ставка, регулируемая центральными финансовыми инструментами ЕС (в первую очередь — ЕЦБ) может спасать любую ситуацию и всегда держать на плову достаточно высокий уровень единой конкурентноспособности общекоммунитарной экономики.

Приверженность германского руководства волшебной палочке — ставке от ЕЦБ — верна по сути, но до известной степени.

Уроки Греции ничему не учат Европейский Союз. Неужели не понятно, что без развития потребительского рынка не будет развития и производства, не будут поступать инвестиции, нечем будет отдавать долги. А система Европейского Союза такова, что она вся построена на взаимозачётах: экономики берут займы, и по мере роста экономики их возвращают. Это давным-давно устоявшийся круговорот воды в природе — то есть, в экономике ЕС.

Хорошо, что экономика Греции не столь масштабна, и её финансово-промышленные возможности весьма ограничены. Но совсем другое дело — Испания.

Не будем забывать, что это четвёртая экономика ЕС и восьмая в мире. Испания — лидер второго эшелона в структуре Европейского Союза. Она влияет не только на общий потенциал Европейского Союза, но и на всю мировую экономику в целом.

Финансовая система Испании, несмотря на её кажущуюся раздробленность и относительную слабость — влиятельный потребитель и экспортёр капитала. Это второй европейский экспортёр капитала в Латинской Америке после Голландии и третий по миру после США.

Монетаристская политика в Испании сыграла до известной степени положительную роль в период роста мировой экономики в нулевые годы. Но долголетнее пренебрежение развитием внутреннего рынка, прежде всего внутреннего спроса, почти двадцать лет отсутствия инвестиций в потребление (не хватало до 20-30% необходимого объёма инвестиций в потребление) дают о себе знать. Сейчас накоплен достаточно серьёзный отрицательный баланс необходимого потенциала для поддержания качественного роста экономики.

Взамен тому, что правительство должно прилагать радикальные меры для роста спроса, оно при общем падении экономики приходит к выводу об очередном затягивании поясов, выражающемся в первую очередь в усилении нагрузки на потребителя. При том, что налоговое бремя на бизнес (прежде всего, на крупный) ослабляется, и намечается тренд на высвобождение сферы финансов крупных частных банков из общего экономического процесса, как бы снимая с него полагающуюся часть ответственности взамен на призрачные обещания последних и дальше быть активными участниками общеевропейской монетаристской гонки.

Ресурсы монетаризма в Испании исчерпаны. Необходимо применять чисто социал-демократические инструменты ведения экономических процессов: введение акционирования на крупных промышленных предприятиях (теория народного капитализма), стимулирование экспорта, расширение платформы социальных услуг, стимулирование НИОКР.

Следовать монетаристской политике ЕС, наверное, имеет смысл для испанской экономики только в том случае, если это будет предусматривать рост потребления в стране и увеличение её экспортных возможностей. Ясно одно: чисто финансовыми инструментами, исходящими из ЕС, решить внутриэкономическую ситуацию в Испании не представляется возможным, так как инвестиции в Испанию пойдут только тогда, когда будет повышаться внутренний спрос и внутренний рынок оживёт.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку