Топливно-энергетическая промышленность

Газпром уходит с турецкого рынка

Газпром решил полностью поменять свою стратегию на турецком рынке, отказавшись от роли газового трейдера и сосредоточившись исключительно на функциях импортера. По крайней мере такой вывод можно сделать из последних событий, подтвержденных представителями компании.

На данный момент главный банк газовой промышленности России, Газпромбанк, находится на этапе закрытия сделки по продаже 40% акций турецкой компании Promak, которой в свою очередь принадлежат контрольные пакеты в импортерах российского газа для местного рынка – Avrasya Enerco. Кроме того, несколько ранее, российская газовая корпорация заявила о намерении продать более 70% акций еще одного турецкого трейдера, компании Bosphorus. Если все эти действия будут выполнены, то уже до конца 2017 года Газпром покинет внутренний турецкий рынок.

Стоит отметить, что изначально планы у российской компании были кардинально противоположными и амбициозными. Дело в том, что 3 года назад турецкий рынок показывал стабильный рост и все шло к тому, что он должен был стать для Газпрома вторым по объему после Германии. Учитывая эту тенденцию, российская компания начала активно действовать, создавая СП с турецкими компаниями с планами стать в дальнейшем полным их собственником. Планировалось, что в итоге Газпром сможет контролировать порядка 16% местного газового рынка и импортировать около 60% необходимого стране газа. Однако затем ситуация поменялась – в Турции была совершена попытка военного переворота, российско-турецкие отношения существенно усложнились, а местный рынок начал показывать отрицательную динамику.

Как итог, Bosphorus в прошлом году получил убыток в 100 млн EUR, а турецкий регулятор отказал Газпрому в увеличении своих долей в ранее созданных СП до контрольных. В этих условиях российская компания приняла решение уйти с внутреннего рынка. Такой ход дает Газпрому еще одно преимущество в переговорном процессе по цене газа для Турции. Дело в том, что теперь ему не нужно будет опасаться за рентабельность своего сбытового бизнеса в этой стране, так как попросту будет отсутствовать.

Источник: Коммерсант